Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое
#

Дефектология и инклюзивное образование

Кафедра «Дефектология и инклюзивное образование» ДГТУ является выпускающей и ориентирована на подготовку дефектологов и логопедов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Бакалавриат (профиль «Логопедия»), магистратура (программы «Клиническая логопедия», «Олигофренопедагогика», «Обучение и воспитание лиц с нарушением интеллектуального развития», «Сурдопедагогика. Обучение и воспитание лиц с нарушением слуха»).
В ходе освоения образовательных программ по данному направлению студенты готовятся к работе с дошкольниками, школьниками, взрослыми, имеющими нарушениями в развитии слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Выпускники кафедры могут работать в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты.
На базе кафедры организована учебно-научная лаборатория «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», оснащённая диагностическим и реабилитационным оборудованием, которое используется в учебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей.
В рамках деятельности учебно-научной лаборатории реализуются программы дополнительного образования.
Это программы профессиональной переподготовки:
- «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации (Логопедия)»;
- «Медицинская логопедия» (с присвоением квалификации);
- «Работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра».
Это также и программы повышения квалификации в области специального (дефектологического) образования.
Важным направлением деятельности кафедры является ежегодная организация и проведение фестивалей мастер-классов, научно-практических конференций и семинаров.
На кафедре работают доктора и кандидаты наук, имеющие опыт практической деятельности в области логопедии, дефектологии и специальной психологии.

Задачи и возможности

Основная задача кафедры – организация и осуществление учебной, научно-исследовательской, воспитательной и учебно-методической работы в рамках реализуемых образовательных программ.
Формирование профессиональных компетенций будущих логопедов и дефектологов осуществляется в ходе теоретического и практического обучения. С этой целью кафедра заключила договора о сотрудничестве в образовательной и научно-исследовательской деятельности с:
- ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»;
- ФГАОУ ВО ЛГУ им. А.С. Пушкина;
- Ресурсным центром по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №42;
- Ресурсным центром по сопровождению лиц после кохлеарной имплантации при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №48;
- ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №38 для детей с нарушением зрения;
- ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №41;
- ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»;
- ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат» №28;
- ГБУ РО «Центральная городская больница им. Н.А. Семашко»;
- МБДОУ №№ 117, 69, 175, 142, 199, 310 г. Ростова-на-Дону;
- ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям.
Кафедра организует научные мероприятия:
- Фестивали мастер-классов «Проблемы особого детства: пути решения»;
- Региональные научно-практические конференции («Проблемы и перспективы организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Ростовской области», «Логопедические технологии 2020»; Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации»; научно-практические семинары с приглашением ведущих специалистов из вузов Москвы и Санкт-Петербурга – «Социальная реабилитация детей с РДА: как воспитывать и обучать такого ребенка», «Искусство разработки и представления эффективных презентаций», «Эвритмия – в созвучии с собой и миром»).

Сотрудники

Скуратовская Марина Леонидовна

Скуратовская Марина Леонидовна

заведующий кафедрой

профессор

Климкина Елена Александровна

доцент

Корчаловская Наталья Валентиновна

доцент

Дудникова Светлана Александровна

доцент

Пчельникова Евгения Михайловна

ассистент

Мукангазина Татьяна Юрьевна

ассистент

Чубатова Дарья Андреевна

ассистент

Научные работы кафедры

Олигофренопедагогика. Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллектуального развития

Олигофренопедагогика. Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллектуального развития

Автор Климкина Елена Александровна
Год 2022-2027

Образовательные программы подготовки

Все направления
Бакалавриат
Магистратура

Специальное (дефектологическое) образование

Проходной балл:
98 (2023 год)
Срок обучения:
от 2 лет

История кафедры

2017
2021
2022
2023
2024

Основание кафедры

Кафедра «Дефектология и инклюзивное образование» была создана в качестве структурного подразделения факультета «Психология, педагогика и дефектология» в соответствии с решением Ученого Совета и приказом ректора университета №108 от 17.04.2017 года «О создании кафедр университета». Кафедру возглавила Марина Леонидовна Скуратовская – доктор педагогических наук (специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика), член экспертного совета по специальному образованию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ, член рабочей группы по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов (детей-инвалидов), член Российского Профессорского собрания. С 2017 по 2020 год кафедра вела образовательную деятельность в рамках направлений 44.03.01 «Педагогическое образование» и 37.04.01 «Психология».

Лицензия

В 2021 году была получена лицензия на образовательную деятельность по направлениям 44.03.03 и 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование». В это время в рамках данных направлений кафедрой реализовался профиль подготовки бакалавров «Логопедия» и магистерская программа «Клиническая логопедия». Подготовка специалистов по программам бакалавриата и магистратуры осуществлялась по всем формам обучения (очная, очно-заочная, заочная).

Магистерская программа «Олигофренопедагогика. Обучение и воспитание лиц с нарушением интеллектуального развития»

В 2022 году была разработана магистерская программа «Олигофренопедагогика. Обучение и воспитание лиц с нарушением интеллектуального развития» по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектлогическое) образование» и осуществлен первый набор студентов на данную программу по заочной форме обучения.

Магистерская программа «Сурдопедагогика»

В 2023 году была разработана магистерская программа «Сурдопедагогика. Обучение и воспитание лиц с нарушением слуха» по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектлогическое) образование».

Кандидатская диссертация

8 июля 2024 г. под руководством д.п.н. М.Л. Скуратовской была успешно защищена кандидатская диссертация старшего преподавателя кафедры Елены Александровны Романовой на тему «Педагагогические особенности формирования универсальных учебных коммуникативных действий в условиях инклюзивного образования» по научной специальности 5.8.1. «Общая педагогика, история педагогики и образования». В апреле 2024 года студентка ДЗПО 42 Виктория Андреевна Кругликова стала победителем конкурса «Учитель года Дона 2024» в номинации «Учитель-логопед Дона».

Академик РАО выступил в ДГТУ перед будущими педагогами

Академик РАО выступил в ДГТУ перед будущими педагогами

Проект «В ДГТУ – без проблем!» открыл серию встреч со студентами

Проект «В ДГТУ – без проблем!» открыл серию встреч со студентами

В ДГТУ прошел тренинг по развитию критического мышления и работе с фейками

В ДГТУ прошел тренинг по развитию критического мышления и работе с фейками

Полезная информация о кафедре

Поступающим

С более подробной информацией о приемной кампании можно ознакомиться по ссылке.

Практика и трудоустройство

  • ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», ФГАОУ ВО ЛГУ им. А.С. Пушкина;
  • Ресурсный центр по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №42;
  • Ресурсный центр по сопровождению лиц после кохлеарной имплантации при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №48;
  • ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №38 для детей с нарушением зрения4
  • МБДОУ № 117, 69, 175 г. Ростова-на-Дону;
  • ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям.

Материально-техническая база

Учебно-научная лаборатория «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», оснащённая диагностическим и реабилитационным оборудованием:

  • Программный диагностический комплекс по сопровождению детей с ОВЗ «Лонгитюд+»;

  •  Программно-аппаратный комплекс Логопедический тренажёр «Дэльфа 142.1» Версия 2.1;

  • Логопедический комплекс БОС;

  • Аппаратно-программный комплекс «Стабилан-01-2»;

  • Диагностический аппаратно-программный комплекс «ГРВ-камера»;

  • Тренажёр функциональной активности мозга «Приставка светозвуковая «Лингвостим».

Научная и профессиональная деятельность

Сотрудники кафедры вошли в состав делегации от ДГТУ на II и III Всероссийском Съезде дефектологов, участвуют в работах Международных научно-практических конференциях «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы» (г. Гродно, Белорусь), «Трудоустройство инвалидов: вызов времени» (ФГБНУ «ИКП РАО», г.Москва), «Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» (ЛГУ им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург), «На пороге будущих открытий» (ФГБОУ ВО КГУ, г. Краснодар), а также во Всероссийской конференции «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных программ по направлению» (МПГУ, г. Москва).

Специализированные лаборатории

Учебно-научная лаборатория «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», оснащённая диагностическим и реабилитационным оборудованием:

  • Программный диагностический комплекс по сопровождению детей с ОВЗ «Лонгитюд+»;
  • Программно-аппаратный комплекс Логопедический тренажёр «Дэльфа 142.1» Версия 2.1;
  • Логопедический комплекс БОС;
  • Аппаратно-программный комплекс «Стабилан-01-2»;
  • Диагностический аппаратно-программный комплекс «ГРВ-камера»;
  • Тренажёр функциональной активности мозга «Приставка светозвуковая «Лингвостим».

Документы

Сведения о кафедре

pdf, 1 MB

Приказ о создании кафедр

pdf, 313 KB

Узнайте больше!

Цифровой помощник