Дефектология и инклюзивное образование
Бакалавриат (профиль «Логопедия»), магистратура (программы «Клиническая логопедия», «Олигофренопедагогика», «Обучение и воспитание лиц с нарушением интеллектуального развития», «Сурдопедагогика. Обучение и воспитание лиц с нарушением слуха»).
В ходе освоения образовательных программ по данному направлению студенты готовятся к работе с дошкольниками, школьниками, взрослыми, имеющими нарушениями в развитии слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Выпускники кафедры могут работать в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты.
На базе кафедры организована учебно-научная лаборатория «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», оснащённая диагностическим и реабилитационным оборудованием, которое используется в учебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей.
В рамках деятельности учебно-научной лаборатории реализуются программы дополнительного образования.
Это программы профессиональной переподготовки:
- «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации (Логопедия)»;
- «Медицинская логопедия» (с присвоением квалификации);
- «Работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра».
Это такжеи программы повышения квалификации в области специального (дефектологического) образования.
Важным направлением деятельности кафедры является ежегодная организация и проведение фестивалей мастер-классов, научно-практических конференций и семинаров.
На кафедре работают доктора и кандидаты наук, имеющие опыт практической деятельности в области логопедии, дефектологии и специальной психологии.
Задачи и возможности
Основная задача кафедры – организация и осуществление учебной, научно-исследовательской, воспитательной и учебно-методической работы в рамках реализуемых образовательных программ.Формирование профессиональных компетенций будущих логопедов и дефектологов осуществляется в ходе теоретического и практического обучения. С этой целью кафедра заключила договора о сотрудничестве в образовательной и научно-исследовательской деятельности с:
- ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»;
- ФГАОУ ВО ЛГУ им. А.С. Пушкина;
- Ресурсным центром по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №42;
- Ресурсным центром по сопровождению лиц после кохлеарной имплантации при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №48;
- ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №38 для детей с нарушением зрения;
- ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №41;
- ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»;
- ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат» №28;
- ГБУ РО «Центральная городская больница им. Н.А. Семашко»;
- МБДОУ №№ 117, 69, 175, 142, 199, 310 г. Ростова-на-Дону;
- ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям.
Кафедра организует научные мероприятия:
- Фестивали мастер-классов «Проблемы особого детства: пути решения»;
- региональные научно-практические конференции («Проблемы и перспективы организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Ростовской области», «Логопедические технологии 2020»; Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации»; научно-практические семинары с приглашением ведущих специалистов из вузов Москвы и Санкт-Петербурга – «Социальная реабилитация детей с РДА: как воспитывать и обучать такого ребенка», «Искусство разработки и представления эффективных презентаций», «Эвритмия – в созвучии с собой и миром»).
О кафедре
Кафедра является выпускающей и ориентирована на подготовку педагогов, дефектологов, логопедов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (уровни бакалавриата и магистратуры). В ходе освоения образовательных программ по данному направлению студенты готовятся к работе с дошкольниками, школьниками, взрослыми, имеющими нарушениями в развитии слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой и познавательной сферы. Студенты, прошедшие обучение по данному направлению, могут работать в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты.
Кафедра реализует программы дополнительного образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по работе с детьми с нарушением зрения, слуха, расстройствами аутистического спектра, нарушениями речевого и интеллектуального развития.
На кафедре работают доктора и кандидаты наук, имеющие опыт практической деятельности в области специального образования: Скуратовская Марина Леонидовна – заведующий кафедрой, доктор педагогических наук (специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика), член Экспертного Совета по специальному образованию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Научного Совета по Педагогическим наукам Российского Профессорского собрания; Абашина Наталья Николаевна – доцент, кандидат педагогических наук; Климкина Елена Александровна – доцент, кандидат педагогических наук; Бочарова Екатерина Васильевна – доцент, кандидат социологических наук; Бердникова Наталья Алексеевна – доцент, кандидат педагогических наук; Володина Инна Сергеевна – доцент, кандидат психологических наук; Манохина Надежда Николаевна – старший преподаватель; Романова Елена Александровна – старший преподаватель.
На базе кафедры была организована учебно-научная лаборатория «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», оснащённая диагностическим и реабилитационным оборудованием.
Сотрудники кафедры вошли в состав делегации от ДГТУ на II и III Всероссийском Съезде дефектологов, участвуют в работах Международных научно-практических конференциях «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы» (г. Гродно, Белорусь), «Трудоустройство инвалидов: вызов времени» (ФГБНУ «ИКП РАО», г.Москва), «Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» (ЛГУ им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург), «На пороге будущих открытий» (ФГБОУ ВО КГУ, г. Краснодар), а также во Всероссийской конференции «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных программ по направлению» (МПГУ, г. Москва).
Кафедра заключила договора о сотрудничестве в образовательной и научно-исследовательской деятельности с ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», ФГАОУ ВО ЛГУ им. А.С. Пушкина, Ресурсным центром по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №42; Ресурсным центром по сопровождению лиц после кохлеарной имплантации при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №48; ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №38 для детей с нарушением зрения, МБДОУ № 117, 69, 175 г. Ростова-на-Дону, ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям.
Кафедра активно участвовала в организации и проведении ряда мероприятий на базе ДГТУ: III Фестиваль мастер-классов «Проблемы особого детства: пути решения». «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья»; I Региональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Ростовской области»; Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации»; научно-практические семинары с приглашением ведущих специалистов из ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга – «Социальная реабилитация детей с РДА: как воспитывать и обучать такого ребенка», «Искусство разработки и представления эффективных презентаций», «Эвритмия – в созвучии с собой и миром».
Сотрудники
Скуратовская Марина Леонидовна
заведующий кафедрой
профессор
Климкина Елена Александровна
доцент
Корчаловская Наталья Валентиновна
доцент
Дудникова Светлана Александровна
доцент
Пчельникова Евгения Михайловна
ассистент
Мукангазина Татьяна Юрьевна
ассистент
Чубатова Дарья Андреевна
ассистент
Научные работы кафедры
Полезная информация о кафедре
Поступающим
С более подробной информацией о приемной кампании можно ознакомиться по ссылке.
Практика и трудоустройство
- ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», ФГАОУ ВО ЛГУ им. А.С. Пушкина;
- Ресурсный центр по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №42;
- Ресурсный центр по сопровождению лиц после кохлеарной имплантации при ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №48;
- ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат» №38 для детей с нарушением зрения4
- МБДОУ № 117, 69, 175 г. Ростова-на-Дону;
- ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям.
Материально-техническая база
Учебно-научная лаборатория «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», оснащённая диагностическим и реабилитационным оборудованием:
Программный диагностический комплекс по сопровождению детей с ОВЗ «Лонгитюд+»;
Программно-аппаратный комплекс Логопедический тренажёр «Дэльфа 142.1» Версия 2.1;
Логопедический комплекс БОС;
Аппаратно-программный комплекс «Стабилан-01-2»;
Диагностический аппаратно-программный комплекс «ГРВ-камера»;
Тренажёр функциональной активности мозга «Приставка светозвуковая «Лингвостим».
Научная и профессиональная деятельность
Сотрудники кафедры вошли в состав делегации от ДГТУ на II и III Всероссийском Съезде дефектологов, участвуют в работах Международных научно-практических конференциях «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы» (г. Гродно, Белорусь), «Трудоустройство инвалидов: вызов времени» (ФГБНУ «ИКП РАО», г.Москва), «Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» (ЛГУ им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург), «На пороге будущих открытий» (ФГБОУ ВО КГУ, г. Краснодар), а также во Всероссийской конференции «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных программ по направлению» (МПГУ, г. Москва).
Специализированные лаборатории
Учебно-научная лаборатория «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», оснащённая диагностическим и реабилитационным оборудованием:
- Программный диагностический комплекс по сопровождению детей с ОВЗ «Лонгитюд+»;
- Программно-аппаратный комплекс Логопедический тренажёр «Дэльфа 142.1» Версия 2.1;
- Логопедический комплекс БОС;
- Аппаратно-программный комплекс «Стабилан-01-2»;
- Диагностический аппаратно-программный комплекс «ГРВ-камера»;
- Тренажёр функциональной активности мозга «Приставка светозвуковая «Лингвостим».