Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое

Учебная и воспитательная работа

Школьные методические объединения

Школьное методическое объединение - это профессиональное объединение педагогов, созданное для их совместной деятельности и общения.

Основная функция методического объединения - повышение профессиональной компетентности учителей.

В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Поэтому организация методической работы является одним из важнейших направлений в деятельности педагогического коллектива и способствует активизации деятельности учителей.

Цель методической работы заключается в непрерывном совершенствовании уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области определенного учебного предмета и методики его преподавания.

ШМО учителей начальных классов

ШМО учителей начальных классов

Руководитель Чудновец Полина Ивановна
ШМО учителей естественно-научных предметов, физической культуры и основы безопасности жизнедеятельности

ШМО учителей естественно-научных предметов, физической культуры и основы безопасности жизнедеятельности

Руководитель Исаева Лариса Константиновна
ШМО учителей русского языка и литературы

ШМО учителей русского языка и литературы

Руководитель Исаева Лариса Константиновна

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

Государственная итоговая аттестация (ГИА)

Всероссийская олимпиада школьников (ВСОШ)

Рекомендации психолога

Материалы для педагога
Материалы для родителей
Материалы для воспитанников

Особенности, нарушения и способы развития эмоционально-волевой сферы подростков

Дети к подростковому возрасту уже имеют овладеть своим поведением ради определенной цели, но еще не имеет цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые они ставят перед собой, часто не имеют личного смысла, ситуативные, заимствованные. Это обусловливает быструю и неоправданную, с точки зрения наблюдателя, смену целей. Часто, «проиграв» в уме ситуацию выбора и создав определенное намерение, подросток мысленно, в воображении достигает желаемого. Эмоционально он уже переживает достижение этой цели.

Часто подросток ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что- либо делать по ее достижению. Но затем, столкнувшись с трудностями или потеряв к этому делу интерес по какой-то причине, он меняет цель или вообще отказывается от постановки каких-либо целей.

Для подростка очень важна эмоциональная значительность цели. Иначе говоря, у подростка сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Таким образом, формирование воли в подростковом возрасте требует, прежде всего «усиления воли» развития того, ради чего должно осуществится волевое поведение. Развивать волевое поведение подростка нужно, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения, поддерживая и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важны, а не задавались искусственно.

Подростки склонны «укреплять», «проверять» волю в каких-то особых ситуациях, совершенно отличных от их повседневной жизни. Волевое поведение, призванное обслуживать какую-то другую, но не повседневную жизнь. Подросток как бы играет в «волевого человека». Перенесение на обычную жизнь этого, как и всякого другого, игрового умения очень затруднено для подростка и даже вызывает у него протест. Поэтому, помогая школьнику добиваться определенной цели, не следует акцентировать внимание на том, что таким образом развивается воля. Гораздо более эффективно обратить внимание подростка на то, какие позитивные чувства возникают у него в связи с «победой над собой»; над своим нежеланием что-либо делать, собственным страхом.

Подростки часто смешивают проявление таких качеств как настойчивость, упрямство, следование определенным принципам и стремление во что бы то ни стало настоять на своем. Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научаются различать эти проявления.

Особенностью волевого поведения в 12-14 летнем возрасте является отсутствие или чрезвычайно слабая представленность в нем исполнительского звена.

Очень важно обеспечивать школьников средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся: умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально (например, представить собственные переживания при ответе не выученного урока).

Подростков следует обучать умению представлять себе, как они будут себя чувствовать в дальнейшем, через определенное время. Это для них очень трудно, поскольку «подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния».

Для подросткового возраста характерна «установка на отказ от усилия», особенно от усилия длительного, и своеобразная «экономия энергии». Здесь необходимо учить подростков ставить промежуточные цели, разбивать намерение на ряд конкретных, достаточно мелких этапов и вознаграждать себя за преодоление каждого из этих этапов.

Существенная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение, развитие школьника – сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций.

У подростков возникает повышенная потребность в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных. Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. У них легко возникают переживания, эмоциональная напряженность.

Противоречия могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам. Особенностью аффекта является полная блокировка интеллекта, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярость, гнев, страх. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.

Переживание аффекта оставляет в психике особый – «аффективный» след травмировавшего опыта. Такие следы могут накапливаться в ситуациях, сходных (даже лишь в некоторых чертах, деталях) с той, которая первоначально вызывала аффект. В результате аффективные реакции могут возникать и по незначительным поводам, и даже без реального повода.


В случае аффекта важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения: отвести в тихую комнату, на какое- то время оставить его одного, ударять по какому-нибудь мягкому предмету, боксерской груше, дать выплакаться, выпить чистой воды. Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. После приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины. Попытка разобраться, что произошло, чем вызвана вспышка, препятствует возникновению аффективного следа.
 

Психологические особенности пятиклассников

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса – сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Именно ввиду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. Необходимо обратить внимание родителей на значимость эмоционально близкого общения с детьми, помочь им установить именно такие отношения.

 

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе

Для пятиклассника, приходящего в кадетскую школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Среди трудностей школьной жизни детей можно выделить:

- возросший темп работы;

- возросший объем работы, как на уроке, так и дома и др.

В большинстве случаев пятиклассники отмечают следующие трудности:

- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого;

- непривычное расписание уроков (новый режим);

- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

- нередко появляются новые дети в классе;

- новый классный руководитель, офицер-воспитатель.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности.

2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.

5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Снижение успеваемости.

2.Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

3. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

4. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

5. Нежелание выполнять домашние задания.

6. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

7. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

8. Беспокойный сон.

9. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

10.Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

11.Невнимателен и рассеян.

12.Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.

13.Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.

14.Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Во время адаптации пятиклассника важно взаимодействие семьи и школы, направленное на создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене.

В каждой семье взрослым необходимо проявлять интерес к школьным делам ребенка, обсуждать вместе сложные ситуации и пытаться найти выход из них.
Очень важно в этот период выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребенку, почему они необходимы.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к отметкам, ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам, как к недопустимому наказуемому явлению, одна из основных форм школьной тревожности. Помощь детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.
Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Постараться обсудить с детьми новые ситуации, возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. 

Особенности работы с тревожными школьниками

В настоящее время увеличилось число тревожных школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуравновешенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется ощущениями напряжения, беспокойства, нервозности, чувствами неопределенности и грозящей опасности, невозможностью принять решение. Сточки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого школьника существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — полезная тревожность. Оценка учащегося своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Тревожные дети склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности.

Повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности формирования контрольно-оценочной деятельности и эффективной работе на уроке.

Тревожные школьники отличаются:

• Частыми проявлениями беспокойства.

• Большим количеством страхов.

• Особой чувствительностью и впечатлительностью.

• Сложностью в общении.

• Часто низкой самооценкой.

• Острой реакцией на неудачи. Зачастую придавая большое значение тому, как выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают.

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными учащимися

Поручение, которое дается учащемуся, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
Повышать самооценку тревожного учащегося, для чего любая деятельность, предлагаемая школьнику, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
Недопустимо сравнивать учащегося с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка.
Желательно не ставить тревожного подростка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать таким кадетам задания типа “кто первый”.
Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы учащейся отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
Подростковая тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая учащемуся задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план.
Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные школьники болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
Чаще обращайтесь к школьнику по имени.
Хвалите тревожного учащегося даже за незначительный успех.

Работа с медлительными и инертными учащимися

Медлительные учащиеся сразу обращают на себя внимание особенностями своего поведения и деятельности:

- нерасторопны и неуклюжи,

- опаздывают,

- последними готовятся к уроку,

- не успевают выполнить весь объём классной работы,

- им не хватает времени, чтобы записать д/з,

- не хватает времени для приготовления д/з.

- они долго думают, медленно пишут,

- медленно читают.

И как следствие страдают от каждодневной спешки, испытывают постоянное напряжение. Переживают свою невозможность все успеть, сделать вовремя, не опоздать, не отстать от других. Работая на пределе своих динамических возможностей, они быстро устают, их нервная система ослабляется и истощается.

Чувства вины и неуверенности в себе – часто является характерной чертой медлительных учащихся.

Стоит понимать, что медлительность - это не свойство вредного характера, а индивидуальная особенность ребёнка, которая может быть обусловлена разными причинами:

• индивидуально – типологические особенности (свойства н/с);

• особенности воспитания;

• отставание в развитии отдельных психических функций;

• общее состояние здоровья.

Для медлительных учащихся характерны слабость и инертность нервных процессов:

- замедлены во всех своих действиях,

- медленно включаются в работу,

- долго переключаются на другую деятельность,

- долго восстанавливаются после нагрузки,

- они быстро отвлекаются,

- не могут продолжительно и интенсивно работать.

Но самое главное – это низкая скорость работы.

Связанно это с малой подвижностью нервных процессов.

Установлено, что медлительные учащиеся затрачивают на ориентировку значительно больше времени, они дольше думают, что и как сделать. Поэтому латентный период (время от сигнала к началу действия до возникновения самого действия) у них в 2,5 – 3 раза продолжительнее, чем у сверстников. Само действие также выполняется в 1,5 – 2 раза медленнее.

Для каждого человека характерен свой индивидуальный темп деятельности, при выдерживании которого работа выполняется наиболее успешно. Взрослый человек способен произвольно менять этот темп, работая при необходимости быстрее или медленнее.

У медлительных учащихся этот темп – низкий. Подгонять, торопить их не только бесполезно, но и вредно.

При ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации.

Необходим учтёт индивидуальных особенностей таких учащихся:

1. Снижение нагрузки,

2. Соблюдение щадящего режима,

3. Не спеша заканчивать работу на самоподготовке, которую не успел сделать в классе,

4. Работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями.

5. Давать время на обдумывание ответа (задать вопрос или на карточке, а спросить только через 2-3 человека, если вы хотите услышать устный ответ).

6. Опрос лучше проводить в письменном виде.

7. Не отвлекать во время выполнения письменного или самостоятельного задания.

8. Новый материал – лучше спросить после его повторения, т.е. на следующем уроке.

Профилактика дезадаптации пятиклассников

Успешно адаптироваться пятиклассникам к обучению в среднем звене могут помочь следующие действия со стороны педагога:

  1. Проведение внешкольных и внеклассных мероприятий; привлечение детей группы риска к участию в жизни класса и школы, к выполнению поручений, способствующих самораскрытию, самоутверждению, повышению их авторитета среди одноклассников.
  2. Создание условий для развития самостоятельности в поведении пятиклассников, через наличие обязанностей, за выполнение которых ребенок несет ответственность. Наличие четкого распределения ролей в классе (обязательно должен быть староста, кто-то ответственный за чистоту, кто-то за дисциплину, за сохранность имущества и т.п.)
  3. Применение на уроках разнообразные формы обучения — индивидуальные и групповые, фронтальные, в микрогруппах и т.п.. Использование нестандартных подходов к обучению, интерактивные методы, игровые приемы, уроки с элементами соревнования, состязания и т.п.
  4. Использование динамических паузы и физкультминуток (спустя 20 мин. после начала урока) или чередование видов деятельности на уроке.
  5. Создание ситуации успеха на уроке — за успех похвала самого ученика, а при неуспехе обсуждение ошибки, а не личности, использование системы дополнительного поощрения для повышения учебной мотивации.
  6. Формирование коллектива, путем создания доброжелательной атмосферы в классе, организуя взаимодействие между детьми.
  7. Избегание излишних эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником.
  8. В работе с родителями делать упор на том, что этот год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей пятиклассника, насколько они поддержат, помогут и поймут своего ребенка. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Как уберечь ребенка от суицида

Самоубийство - это реакция ребенка на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Я хочу рассказать Вам, уважаемые родители, о причинах детского суицидального поведения, признаках, по которым можно понять, что ребенок задумал неладное, а также о том, как Вы можете предотвратить появление суицидальных мыслей у своего ребенка.

Ситуации, которые могут спровоцировать самоубийство ребенка:

- Конфликтные отношения в семье;

-Насилие в семье (физическое, психическое, сексуальное);

- Недостаток внимания и заботы;

- Авторитарное властное поведение родителей;

- Развод родителей;

- Психические отклонения у родителей;

- История самоубийства и суицидальные попытки в семье;

- Смерть значимого человека;

- Разрыв отношений с любимым человеком или конфликты со сверстниками;

- Переживание обидной, несправедливой, оскорбительной ситуации, унижающей чувство собственного достоинства;

- Постоянные издевательства, запугивание со стороны сверстников;

- Высокие требования к учебе и ожидание результатов, которых подростку сложно достичь.

- Нежелательная беременность, аборт и его последствия;

- ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

- Серьезная физическая болезнь;

- Психические расстройства ребенка (депрессия, психоз, дезадаптация, отклоняющееся поведение).

 

Мотивы суицидального поведения

- Обида, чувство одиночества, отчужденности, непонимания со стороны родителей или сверстников;

- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;

- переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей их семьи;

- Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- Страх позора, насмешек или унижения;

-Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- Подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ.

 

Как понять, что ребенок думает о самоубийстве

- Внезапная замкнутость и отказ от общения, самоизоляция, снижение поведенческой активности. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.

- Внезапное изменение поведения, когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности.

- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе;

- Безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду, несоблюдение правил гигиены, изменение привычек сна и/или питания.

- Нарушение аппетита.

- Безразличные или наоборот неадекватные реакции на ситуации неудач в повседневной жизни.

- Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом человека обратить на него внимание, помочь ему;

- Употребление спиртного и/или наркотических средств;

- Совершение неоправданно рискованных поступков;

- Внезапное снижение школьной успеваемости, активности, потеря интереса к окружающей жизни;

- Написание прощальных записок или записок-завещаний, раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи;

- Частое прослушивание печальной, депрессивной музыки.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

1. Открыто обсуждайте школьные и личные проблемы детей;

2. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним;

3. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой. Учите его способам разрешения жизненных ситуаций;

4. Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.

5. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания ребенка;

6. Не применяйте физические наказания ни при каких условиях;

7. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. Любите и проявляйте заботу о своих детей вне зависимости от возраста, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними;

8. Умейте показывать свою любовь к ребенку, чаще обнимайте и целуйте его;

9. Научитесь принимать своих детей такими, какие они есть. "Что посеешь, то и пожнёшь!" – гласит народная мудрость. Поэтому любите своих детей, будьте искренними и честными с ними;

10. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;

11. Будьте внимательным слушателем;

12. Помогите определить источник психического дискомфорта;

13. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;

14. Помогите ребенку осознать его личностные возможности, покажите свою веру в силы ребенка;

15. Не читайте нотации, не предлагайте неоправданных утешений, не высмеивайте его мысли и идеи;

16. Не говорите: «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.

17. Помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения;

18. Не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание.

Предрассудки и факты о суициде

К сожалению, знания о самоубийстве среди населения являются недостаточными. Сознание многих людей заполнено предрассудками о самоубийстве, которые мешают позитивным действиям при выявлении суицидального поведения и не позволяют принимать необходимые меры в отношении суицидального человека.

Ниже приводятся наиболее распространенные заблуждения о самоубийстве, неверные выводы, которые вытекают из них (рационализации) и правильные, истинные факты, проверенные многолетними наблюдениями и подтвержденные специальными исследованиями.

Это полезно знать молодым людям и их родителям:

Предрассудок: Большинство самоубийств совершается почти или совсем без предупреждения.

Факт: Большинство людей подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах из-за событий, подталкивающих к самоубийству. Эти сигналы (или призывы о помощи) могут подаваться человеком в форме прямых высказываний, физических (телесных) признаков, эмоциональных реакций или поведенческих проявлений. Они сообщают о возможности выбора самоубийства как средства избавления от боли, снижения напряжения, сохранения контроля или преодоления утраты.

Предрассудок: Не следует говорить о самоубийстве с человеком, подверженным, по вашему мнению, его риску, поскольку можно подать ему идею о совершении этого действия.

Факт: Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений - прямой вопрос о них. Открытый разговор с выражением и беспокойства, вызванного наличием у человека мыслей о самоубийстве, является для него источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью. Риск увеличивается, поскольку, попытавшись обсудить эту тему с одним собеседником и получив отказ, человек почувствует себя еще более одиноким, и проявит в последующем еще меньше энергии в поисках другого человека, способного ему помочь.

Предрассудок: Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит.

Факт: Люди, сводящие счеты с жизнью, обычно перед этим прямо или косвенно дают знать кому-нибудь о своих намерениях. Четверо из пяти людей, намеревающихся покончить с собой, перед смертью в той или иной форме говорят об этом желании с другим человеком. Отказ от серьезного отношения и участия в этих разговорах способствует наступлению смерти от самоубийства.

Предрассудок: Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания.

Факт: Суицидальные формы поведения или "демонстративные" действия некоторых людей представляют собой призыв или просьбу о помощи, посылаемую другим людям. Если никто не откликнется, то очень легко происходит переход от отчаянного крика о помощи к выводу, что никто уже никогда не поможет – и, соответственно, от отсутствия серьезных намерений умереть, к отчетливому стремлению покончить собой. Наказание за суицидальное поведение и его оценка как "недостойного" способа призыва о помощи может привести к чрезвычайно опасным последствиям. Наказание нередко производит действие, противоположное желаемому. Оказание помощи в разрешении проблем, установление контакта является эффективным методом предотвращения суицидальных форм поведения.

Предрассудок: Самоубийца определенно желает умереть.

Факт: Намерения большинства суицидальных людей остаются двойственными вплоть до момента наступления смерти. Очень немногие сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Преобладающее большинство лиц, обнаруживавших суицидальные тенденции в то или иное время своей жизни, находят способ продолжения жизни.

Предрассудок: Те, кто кончают с собой, психически больны.

Факт: Действительно, наличие психического заболевания является фактором высокого риска самоубийства. Однако многие, очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.

Предрассудок: Если человек однажды предпримет суицидальную попытку, то он больше ее уже не повторит.

Факт: Хотя большинство лиц, совершивших суицидальную попытку, обычно не переходят к самоубийству, однако многие из них повторяют эти попытки. Частота самоубийств у лиц, ранее совершавших суицидальные попытки, в 40 раз выше, чем среди населения.

Предрассудок: Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношения к самоубийствам.

Факт: Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения. Пьянство и наркотики, особенно, в состоянии отмены, могут существенно способствовать сведению счетов с жизнью.

Предрассудок: Самоубийство представляет собой чрезвычайно сложное явление, помочь самоубийцам могут только профессионалы.

Факт: Причин суицидального поведения так же много, как и людей, проявляющих его. Действительно, поиск общих закономерностей, применимых ко всем людям, показывает, что суицид - чрезвычайно сложное явление. Вместе с тем, понимание и реагирование на суицидальное поведение у конкретного человека не требует глубоких познаний в области психологии или медицины. Требуется лишь проявление внимания к тому, что человек говорит, ПРИНЯТИЕ ЭТОГО ВСЕРЬЕЗ, оказание поддержки и обращение за соответствующей помощью. Многие люди погибают в результате самоубийства лишь потому, что им не была предложена или оказалась недоступной неотложная первая помощь и поддержка.

 Предрассудок: Если у человека имеется склонность к самоубийству, то она останется у него навсегда.

Факт: Большинство суицидальных кризисов являются преходящими и устраняются при соответствующей помощи. Однако если эмоциональный стресс продолжается, облегчение не наступает, а помощь не оказывается, то сохраняется риск суицидального поведения. После получения профессиональной помощи человек чаще всего способен возобновить свою обычную жизнь деятельность.

 Предрассудок: Самоубийство - явление наследуемое.

Факт: Это сложный вопрос. Действительно, в последнее время ученые интенсивно ищут гены, которые могут иметь отношение к формированию суицидального поведения. Однако наличие некоторой генетической основы не означает, что человеку нельзя оказать реальную помощь, ведь речь идет о поведении человека, которое важно заметить, а после этого – обратить на него внимание врачей или психологов.

 

Личностные защитные факторы (у подростка):

  • Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  • Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;
  • Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе;
  • Стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений;
  • Открытость к мнению и опыту других людей;
  • Открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания;
  • Участие в общественной жизни (например, в спортивных соревнованиях и событиях, клубах, обществах и т.д.);
  • Хорошие, ровные отношения со сверстниками в школе учителями;
  • Поддержка со стороны близких людей.

Детская агрессия, что делать? Психологические рекомендации для родителей младших школьников

Когда ребенок злится, единственное, что стоит сделать родителям – это помочь ему.

  1. Помочь ребёнку осознать, что с ним происходит с помощью слов, озвучить его чувство, объяснить, что с ним сейчас. Например: «Я вижу, что ты сейчас сердишься». «Я понимаю, что ты сейчас злишься».
  2. Показать, что вы понимаете, на что именно злится ребёнок: «Я вижу, что ты очень злишься, потому что тебе хочется играть моим телефоном, я а тебе не разрешаю», «Ты злишься на меня потому, что произошло то-то…», «потому что ты хочешь…..», «потому что тебе не дают…».
  3. Сказать, что вы понимаете его: «Я тебя понимаю, я бы тоже разозлилась на твоём месте», «Я понимаю, мне тоже неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась, когда была маленькой в таких случаях…».
  4. Помочь ребёнку сказать своими словами, что он чувствует. Научите ребёнка говорить: «Я сержусь», «Я злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется тут всё раскидать», «Я так злюсь, что мне хочется тебя ударить». Ведь у ребёнка такие мысли возникают, просто вы об этом не догадывайтесь. Сказать – совершенно не значит сделать. Пусть ребёнок скажет вам о том, что он чувствует и думает и ему сразу станет легче.
  5. Обозначить ограничения на физическую и словесную агрессию в адрес людей и животных, научив ребёнка перенаправлять свою злость на другие неодушевлённые объекты, то есть, выражать её приемлемыми способами.

Предложите ребёнку варианты снять напряжение и «разрядить» свою злость: «Когда ты очень злишься, бить других нельзя, можно сделать вот что (на ваш выбор):

Давай мы с тобой:

  • поколотим подушку руками!
  • покидаемся подушкой!
  • попинаем подушку ногами!
  • покидаем мягкие игрушки (в корзину, на пол, на диван).
  • будем мять в комок листы бумаги! (обычные листы формата А4 резко сминаются в комок за 1 секунду).
  • покидаемся бумажными комками в стену или друг в друга!
  • порвём бумагу!
  • будем обзываться овощами: «Ты – баклажан! Твоя очередь!», «Ты – морковка», «Ты – капуста!».
  • нарисуем того, на кого ты злишься и потом его зачирикаем.
  • слепим того, на кого ты злишься, а потом его раздавим.

Все это нужно не просто сказать, а обязательно продемонстрировать ребёнку, показать, как это делать и вовлечь его в процесс.

Каждый раз, когда вы видите, что ребёнок злится, озвучивайте его чувства, показывайте понимание и поддержку и предлагайте ему какой-нибудь из вариантов выше. Скорее всего, со временем, у него появится свой любимый способ, и он сможет справляться с агрессией самостоятельно.

Таким образом, вы помогаете ребёнку выплеснуть напряжение, разрядить свою негативную эмоцию и при этом он не причинит вред себе, взрослым или другим детям.

Вы показываете, что уважаете, чувства ребёнка, но при этом устанавливаете определённые ограничения на их проявление.

Вы запрещаете агрессию, но помогаете ребёнку другими путями справляться с чувством злости и проявлять его безопасным образом.

Восемь рецептов повышения самооценки

    1. Постарайся более позитивно относиться к жизни

    • Используй внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений;
      Если негативные мысли будут иметь место, постарайся тут же переключиться на приятные воспоминания, действия;

    2. Относись к людям так, как они того заслуживают

    • Выискивай в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества;

    3. Относись к себе с уважением

    • Составь список своих достоинств;
    • Убеди себя в том, что ты имеешь таковые;

    4. Попытайся изменить то, что тебе самому не нравится в себе

    • Чаще смотри на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе? Если да - то не откладывай;

    5. Начинай принимать решение самостоятельно

    • Помни, что не существует правильных и неправильных решений;
    • Любое принятое тобой решение ты всегда можешь оправдать и обосновать;

    6. Постарайся окружить себя тем, что оказывает на тебя положительное влияние

    • Приобретай любимые книги, музыкальные диски. Имей и люби свои «слабости», которые не вредят твоему здоровью;

    7. Начинай рисковать

    • Приобретай любимые книги, музыкальные диски. Имей и люби свои «слабости», которые не вредят твоему здоровью;

    8. Обрети веру (в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр)

    • Помни, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций;
    • Если ты не можешь повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подожди.
       

    Как эффективно подготовиться к экзаменам

    1. Составь план занятий на каждый день.

    2. Активно работай с изучаемым материалом при его чтении. Пользуйся следующими методами:

    • отмечай главное карандашом;
    • делай заметки;
    • повторяй текст вслух;
    • обсуждай возникшие вопросы с товарищами.

    3. Для оптимального размещения информации в памяти пользуйся такими приёмами:

    • метод опорных слов;
    • метод ассоциаций.

    Позанимавшись около часа, сделай короткий перерыв.

    4. Если тебя начинает клонить в сон, не можешь сосредоточиться, то лучше отдохнуть, лечь спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Отдохни, затем продолжай занятия.

    Накануне экзамена

    1. Верь в свои силы, возможности, способности. Настраивайся на ситуацию успеха.
    2. Для того, чтобы тебя не охватило экзаменационное волнение, можно представить себе обстановку ЕГЭ и письменно ответить на вопросы заранее. Будучи в спокойном состоянии, ты можешь стать менее чувствительным и не так сильно нервничать во время настоящего экзамена.
    3. В последний вечер перед экзаменом не стоит себя переутомлять. Перестань готовиться. Соверши прогулку и хорошо выспись, чтобы явиться на экзамен отдохнувшим, бодрым, собранным.

    • Во время экзамена
    • Помни, что ты готов! Ты собран!
    • Ты уверен в успехе!
    • Вера в успех - это половина успеха!

    Будь внимателен! От того, как ты внимательно заполнишь правила заполнения бланка, зависит правильность твоих ответов!

    После заполнения бланков, сосредоточься! Постарайся забыть об окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения текста.

    Ознакомься с заданием и начинай отвечать на вопросы, в которых ты не сомневаешься.

    Не трать много времени на трудные и непонятные вопросы. Пропусти их. Ты можешь к ним вернуться позже.

    Рассчитай время так, чтобы после выполнения лёгких заданий ты мог спокойно вернуться и подумать над трудными.

    Стремись выполнить все задания, но помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решённых тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

    После того, как проверил свою работу, не спеши её сдавать. Отложи в сторону. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Помни, что самые свежие мысли приходят в голову, после того как письмо запечатано! Если тебе ничего не пришло в голову, то можешь сдать работу.

    Стремись выполнять все задания, но помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

    • Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признавать.
    • Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности.
    • Просто данная попытка не удалась.
    • А каждая неудавшаяся попытка – ещё один шаг к успеху.
    • То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.

    Как преодолеть страх перед неудачей

    Кому не знаком страх неудачи? Он заставляет нас мириться с существующим положением вещей в нашей жизни и отказываться предпринимать какие-либо изменения, опасаясь провала. Совсем немногие счастливчики могут похвастаться отсутствием страха перед неудачей. Вероятно, по этой причине эта тема всегда актуальна.

    Когда речь заходит о людях, добившихся заметных результатов, какие комментарии чаще всего можно услышать? Большинство из них сводится к следующим тезисам: все дело в удаче (в связях), деньги идут к деньгам, с такой внешностью (умом) можно и не такого достичь и т.д. Все это ничто иное, как оправдания личных страхов.

    Но в действительности разница между победителями и теми, кто неуверен в себе, заключается в одном: первые сделали шаг вперед, отбросив страх провала в сторону, и принялись за дело.

    Что ж, если у них получилось преодолеть свои опасения, это должно получиться и у вас. Нужно только знать, как это сделать. А для этого необходимо:

    Определить свой страх.

    Посмотрите на неудачи, как на опыт.

    Определите ваш истинный страх

    Страх неудачи, как ни странно, это не первопричина вашей нерешительности. Чаще всего, за ним скрываются другие страхи: критики, одиночества, бедности, потери лица и т.п. Таким образом, первый шаг состоит в определении реального страха. Подумайте, чего вы боитесь в действительности? Когда ответ будет найден, сделайте следующие шаги:

    • Создайте альтернативный план, план Б, он поможет вам быть более расслабленным. Например, если вы на самом деле боитесь остаться без денег, пока будете развивать свой бизнес, начните откладывать средства уже сейчас.

    Если вы опасаетесь, что придется в чем-то ущемить себя или свою семью, решите, что является для вас приоритетом №1, и так далее.

    • Постоянно напоминайте себе о преимуществах, выгодах и причинах, по которым вы хотите двигаться вперед. Для этого спросите себя, почему стоит рисковать? Неужели лучше оставаться там, где вы находитесь?

    • Проанализируйте свой страх рационально настолько, насколько это возможно. Подумайте, что самое худшее может с вами случиться? Ну и что? Жизнь ведь на этом не закончится, все, в конце концов, перемелется, и вы будете двигаться дальше. С другой стороны задумайтесь, что вы теряете уже сейчас, идя на поводу у страха? Затем взвесьте плюсы и минусы разных моделей поведения.

    Посмотрите на неудачу по-новому.

    Перестать рассматривать неудачу, как нечто отрицательное, – это то, чему нужно научиться, если вы хотите преодолеть страх провала и достичь своей цели. Скажите себе, что с этого дня слово «неудача» будет вызывать у вас исключительно положительные ассоциации. Неудача – это всего лишь то, что не сработало, это всего лишь ошибочный путь, а не катастрофа. Неудача просто указывает на то, что пришло время внести изменения, поскольку одну и ту же цель нередко можно достичь различными путями.

    Следует признать, что абсолютно все представители рода человеческого, даже самые успешные, терпели неудачи, причем неоднократно. Но каждый волен выбирать, как ему реагировать: можно оплакивать жизнь-злодейку, а можно расценить неудачу, как результат противоположный ожидаемому.

    Если отказ любого рода будет и дальше означать для вас «самое худшее, что может случиться в жизни», в таком случае, вы никогда не сдвинетесь с места.

    Хотите ли вы этого? Если нет, тогда пришло время посмотреть на неудачу под другим углом зрения, как на стимул, который подталкивает вас к следующему шагу, все ближе и ближе к победе.

    Легко ли это? Отнюдь, особенно, когда вы считаете, что причиной тревоги и страха, является сложившаяся ситуация. Но преодолейте себя, примите решение, отбросив страх возможного провала, и сосредоточьтесь на действиях, ведущих вас к успеху. Когда ваш ум будет занят процессом, а не блокирован страхом, вы обязательно получите результат. Если вам нужно больше доказательств, то вспомните о миллионерах, которые в результате кризиса потеряли состояния, но вскоре снова их вернули. Почему? Потому что они не теряли время, жалуясь на несправедливость жизни и на обвинения других, но поднялись и начали все сначала.

    Одним словом, чем бы вы ни занимались в жизни, вам будет очень полезно рассматривать неудачу, не как катастрофу, а как ценный опыт, который приблизит вас к цели. Поэтому выясните, на чем базируется ваш страх, а затем действуйте, не позволяйте ему парализовать вас. Никто не говорит, что это легко, но это возможно.

    Мир профессий

    Мир профессий насчитывает свыше 50 тысяч профессий и не является чем-то застывшим. Он динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

    Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий поможет их классификация, предложенная профессором МГУ им. М.В.Ломоносова Е.А.Климовым, и построенная по четырем признакам:

    q  предмет труда;

    q  цель труда;

    q  орудия (средства) труда;

    q  условия труда.

    По предмету труда профессии делятся на 5 типов:

    q  человек—человек (главное содержание труда - взаимодействие между людьми);

    q  человек—знаковая система (ведущий предмет труда - знаки, циф­ры, коды);                                          

    q  человек—техника (главный предмет труда - технические объекты, материалы, виды энергии);

    q  человек—Природа (ведущий предмет труда - живая природа);

    q  человек—художественный Образ (ведущий предмет труда - ху­дожественный образ, способы его построения).

     

    Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

    Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т.д.).

    Общие Требования к работникам: высокие моральные качества, доброжелательность, вежливость, психологическая сдержанность, воспитанность, выдержка, умение общаться и взаимодействовать с другими.

    Цели Труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

    Условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

    Примеры Профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

     

    Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

    Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

    Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.

    Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

    Орудия труда: ручные, машины, автоматы.

    Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

    Примеры профессий: наладчик, автослесарь, водитель, радиомонтажник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

     

    Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

    Предмет Труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

    Общие требования к работникам: дисциплинированность, пунктуальность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое концентрированное внимание, способность оперировать представлениями.

    Цели Труда: разбираться проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

    Орудия Труда: ручные, автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.

    Условия Труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.

    Примеры Профессий: технический редактор, корректор, делопроизводитель, переводчик, программист, программист, экономист, кассир, лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стенографист, телефонист.

     

    Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

    Предмет Труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

    Общие Требования к работникам: впечатлительность, эмоциональность, трудоспособность, оперирование средствами эстетического воздействия, художественные способности.

    Цели Труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.

    Орудия Труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.

    Условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

    Примеры Профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, ювелир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора.

     

    Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»

    Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.

    Общие требования к работникам: любовь, к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение.

    Цель труда: придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, проверять, преобразовывать, обрабатывать.

    орудия Труда: ручные, механические и автоматизированное оборудование.

    условия Труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.

    Примеры Профессий: агроном, агрохимик, зоотехник, цветовод, ветеринар, биолог, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.

    Скажи: «Нет» сигаретам

    Кроха – сын пришёл к отцу и

    спросил тут кроха:

    «Если я курить начну - это очень плохо?»

    Видимо врасплох застал сын отца вопросом

    Папа быстро с кресла встал, бросил папиросу.

    И сказал отец тогда, глядя сыну в очи:

    «Да, сынок, курить табак, это плохо очень».

    Сын, услышав сей ответ, снова вопрошает:

    «Ты ведь куришь много лет и не умираешь?»

    Закурил я с юных лет, чтоб казаться взрослым,

    Ну, а стал от сигарет меньше нормы ростом.

    Я уже не побегу за тобой в припрыжку,

    Бегать быстро не могу, мучает одышка

    Сердце, лёгкие больны, в этом нет сомненья.

    Я здоровьем заплатил за своё куренье.

     

    Курящий человек превращает свой организм в химический завод по переработке вредных веществ

    В табачном дыме содержатся более 4000 различных химических соединений, многие из которых вредны для здоровья, а некоторые из этих веществ ядовиты. 43 из них принадлежат к веществам, которые могут спровоцировать рак.

    К ядовитым веществам в табаке, прежде всего, относят:

    Никотин — содержится в листьях табака. Попадая в организм человека с табачным дымом, никотин действует как мощный быстродействующий наркотик, вызывая сильную зависимость от курения.

    Угарный газ — оксид углерода. Вызывает головную боль, в отдельных случаях смерть.

    Ацетон - обладает возбуждающим и наркотическим действием, поражает центральную нервную систему, способен накапливаться в организме, в связи с чем токсическое действие зависит не только от его концентрации, но и от времени воздействия на организм.

    Аммоний (его применяют для чистки одежды в химчистке).

    Кадмий. Соединения кадмия ядовиты. Особенно опасным случаем является вдыхание паров его оксида. Кадмий является канцерогеном.

    Организм курильщика испытывает большие перегрузки

    Как только человек закуривает сигарету, никотин через легкие попадает в кровь. И уже через несколько секунд начинает воздействовать на головной мозг.

    Никотин усиливает сердцебиение, сужает кровеносные сосуды и повышает артериальное давление. Для справки: суточное количество сердечных сокращений у курильщика на 15-20 тысяч сокращений больше, чем у человека, который не курит. К тому же, сердце курильщика перекачивает за день на 1500 литров крови больше, чем некурящего. Таким образом, сердце переутомляется и это способствует возникновению болезней сердца, некоторые из которых могут привести к смерти.

    Вместе с никотином через легкие в кровь проникает и угарный газ. Этот газ уменьшает попадание кислорода во все органы человека. Из-за дефицита кислорода мышцы тела истощаются, и возникает состояние общей усталости. Содержание угарного газа в крови тех, кто курит, в 15 раз больше, чем у тех, кто не курит.

    Подвергается изменениям внешность курильщика

    У тех, кто недавно начал курить, одежда и волосы начинают пахнуть табаком, появляется неприятный запах изо рта, появляются пятна на зубной эмали, изменяется цвет зубной эмали, зубы начинают желтеть. Кожа лица приобретает землистый цвет.

    У начинающих курильщиков появляются проблемы, связанные с дыхательными путями: воспаление слизистых оболочек рта и горла, тяжелое, жесткое дыхание, одышка, кашель, может развиться астма или бронхит.

    Аргументы против курения

    Портит цвет кожи
    Придаёт жёлтый оттенок зубам
    Разрушает лёгкие
    Поражает сердце
    Снижает физическую активность
    Вызывает раковые опухоли.
     

    Курение подавляет волевые качества человека.

    Ученые нашли объяснение, почему у человека развивается зависимость от табака. Дело в том, что вещества, входящие в табачный дым, нарушают баланс микроэлементов в головном мозге. Поэтому сторонников сигарет постоянно тянет курить и им тяжело отказаться от приобретенной пагубной привычки.

    Курение табака легко затягивает человека в свои сети, из которых очень трудно выбраться: зависимость формируется быстро и незаметно. Начать курить табак значительно легче, чем остановиться. Большинство курильщиков жалеют, что когда - то впервые взяли в свои руки сигарету. Много желающих бросить курить табак, но когда развилась зависимость от курения табака, такой решительный шаг сделать непросто.

     

    Рекомендации для желающих бросить курить

    Главное условие – ты действительно должен хотеть бросить курить. Это решение должно быть принято тобою и никем не навязано.

    1.  Назначь день прекращения курения. (Жела­тельно, чтобы он отстоял от того дня, когда ты принял данное решение, не менее (успеешь подготовиться), но и не более чем на одну-две недели (чтобы не давать возможности переду­мать).

    2.  К моменту наступления выбранного дня, очисть все те места, где ты живешь и проводишь время, от предметов, связанных с курением. Ус­трани сигареты, зажигалки, пепельницы и всё то, что напоминает тебе о курении.

    3. Сообщи членам своей семьи и друзьям о принятом решении и о том, какая помощь с их стороны тебе потребуется (попроси их не уговаривать тебя, не предлагать выкурить «только одну» сига­ретку).

    4. Если ты пробовал бросить курить раньше, то подумай, почему не получилось в прошлый раз, какие возникли трудности, и как ты их будешь решать, когда они снова появятся на горизонте.

    5. Придумай систему поощрений, и не забывай награждать себя за достигнутые успехи на пути свободы от курения.

    6. Делай всё возможное, чтобы отвлечься от желания взять в руки сигарету. Например, займись спортом, начни читать фантасти­чески интересную книгу, грызи семечки, орехи или конфеты.

    7. Избегай мест, провоцирующих тебя закурить и наоборот, старайся больше времени проводить с некурящими друзьями.

    8. Каждое утро давай себе обещание прожить один сегодняшний день без сигареты, чтобы ни случилось. Никогда не допускай самую опасную мысль - «одну можно... одна не повредит».

    Навыки самопрезентации

    Самопрезентация — это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окру­жающих и сохранять его.

    Для того, чтобы достичь намеченной цели, недостаточно правильно спланировать свои действия. Существуют правила, ко­торых лучше придерживаться, если рассчитываешь на успех.

    Резюме — информация о твоих профессиональных и лично­стных качествах, которые могут заинтересовать потенциального ра­ботодателя.

    Как правильно составить резюме

    — текст должен быть четким, предпочтительно отпечатанным на принтере;

    — текст необходимо уместить на одной, в крайнем случае, на двух страницах;

    — будь как можно более точен в формулировках, помни, что нечеткое описание себя и своих профессиональных возможностей создаст о тебе столь же неопределенное впечатление;

    — опиши, какой опыт ты имеешь, даже если это опыт работы на общественных началах или во время практики в период обучения;

    — опыт работы лучше излагать в порядке, обратном хронологическому;

    — не стоит указывать ничего негативного о себе;

    — проверь, нет ли в тексте орфографических ошибок, дай прочитать текст кому-нибудь еще.

    Как пройти интервью

    Интервью — это беседа с потенциальным работодателем, в ходе которой ты можешь произвести на него хорошее впечатление.

    Далеко не всегда при приеме на работу солидные рекомендации и впечатляющие резюме гарантируют удачу. Главное — это: собеседование, или интервью. Это своеобразная психологическая дуэль, в которой обе стороны останутся в выигрыше, если удастся найти общий язык с работодателем. От впечатления, которое тебе удалось произвести в первые 30 секунд, зависит успех всего предприятия.

    Обдумай ответы на вопросы, которые тебе обязательно зададут. Какие это вопросы?

    Будь готов к сюрпризам. Это может быть вполне обычный вопрос, заданный в неожиданной форме: "Какие у Вас преимущества по сравнению с другими претендентами?" Не считай, что в твоих способностях сомневаются. Просто о них недостаточно информированы. Приготовь краткие и убедительные примеры, свидетельствующие о том, что у тебя есть необходимые для данной вакансии качества. Твоя речь должна быть предельно корректна и стилистически нейтральна.

    Чаще всего вакансия достается человеку, который не только компетентен, но и способен устанавливать контакты. Поэтому твоя основная задача — найти общий язык с работодателем, произвести на него благоприятное впечатление.

    Цифровой помощник