Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое

Наука и университеты

«Национальные проекты России представляют собой масштабные государственные программы, направленные на развитие ключевых сфер жизни общества. Эти долгосрочные инициативы, реализуемые по поручению Президента России Владимира Путина, призваны внести существенные изменения в экономику, социальную сферу и инфраструктуру, а также улучшить качество жизни людей. 

С 2025 стартует реализация новых национальных проектов, рассчитанных на период до 2030 года, включая:

Семья

Кадры

Молодежь и дети

Продолжительная и активная жизнь

Новые технологии сбережения здоровья

Экологическое благополучие

Инфраструктура для жизни

Международная кооперация и экспорт

Эффективная транспортная система

Туризм и гостеприимство

Транспортная мобильность

Экономика данных и цифровая трансформация государства

Эффективная и конкурентная экономика

Средства производства и автоматизации

Беспилотные авиационные системы

Технологическое обеспечение продовольственной безопасности

Новые материалы и химия

Новые энергетические технологии (в том числе атомные

Перспективные космические технологии и сервисы

Особое внимание в рамках национальных проектов уделяется развитию научной и образовательной сферы. Национальный проект «Наука», действовавший с 2018 года, трансформировался в национальный проект «Наука и университеты», сохранив свою ключевую направленность на развитие научно-образовательной инфраструктуры, поддержку научных исследований и развитие высшего образования. С 2025 года большая часть мер перешла в национальный проект «Молодежь и дети». 

Государство уделяет этому особое внимание, предоставляя молодым людям широкий спектр высококачественных образовательных программ, стипендий, грантов и других возможностей для самореализации.» 

ОСНОВНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ МИНОБРНАУКИ РОССИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

# # # #

Передовые инженерные школы (нацпроект «Молодежь и дети»)

Проект «Передовые инженерные школы» направлен на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета страны. Ключевая задача – создание новой модели инженерного образования, ориентированной на потребности современной экономики и высокотехнологичных отраслей. ПИШ реализуют ведущие университеты и компании-партнеры, нацеленные на формирование комплексных компетенций для решения актуальных инженерно-технических задач.

Цель: К 2030 году создать не менее 50 новых передовых инженерных школ дополнительно к 50 имеющимся, то есть в общей сложности развернуть по стране сеть из 100 таких школ, которые будут готовить специалистов высшей квалификации.

# # # #

Программа «Приоритет-2030» (нацпроект «Молодежь и дети»)

В 2021 году в России была запущена самая масштабная государственная программа поддержки университетов — «Приоритет-2030». Программа позволила сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научнообразовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Цель: К 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

# # # #

Конгресс молодых ученых (нацпроект «Молодежь и дети»)

Конгресс молодых ученых — ключевое ежегодное событие в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Конгресс выступает крупнейшей площадкой для диалога передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики и задает основные векторы научно-технологического развития России.

# # # #

Всероссийская олимпиада студентов «Я - профессионал» (нацпроект «Молодежь и дети»)

Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал» – уникальная платформа для студентов различных направлений подготовки: технических, гуманитарных, естественно-научных, педагогических, аграрных и медицинских. Дипломы, полученные участниками, позволяют претендовать на льготы при поступлении в ведущие вузы страны. Для самых сильных участников олимпиады предусмотрены денежные премии, размер которых зависит от категории участия «Бакалавриат» или «Специалитет /магистратура». Дипломанты имеют возможность пройти стажировку в крупных российских компаниях, что способствует практическому усвоению знаний и развитию профессиональных навыков. Участники олимпиады получают доступ к вакансиям компаний-партнеров, консультациям HR-специалистов, а также к онлайн-мероприятиям и экскурсиям, что создает дополнительные возможности для карьерного роста и профессионального развития.

# # # #

Национальный открытый чемпионат творческих компетенций «ArtMasters» (нацпроект «Молодежь и дети»)

«ArtMasters»-это масштабный чемпионат, который объединяет специалистов в области медиа, дизайна, кино, телевидения, музыки, технологий и театра. Экспертный совет чемпионата состоит из ведущих профессионалов, что обеспечивает высокий уровень оценки работ участников. В рамках соревнований победителям вручаются денежные сертификаты, которые могут быть использованы для образовательных целей, приобретения профессионального оборудования или реализации собственных проектов.ArtMasters также предлагает партнёрскую программу, включающую предоставление оборудования, материалов и услуг, необходимых для работы, а также стажировки в ведущих компаниях и интеграцию в актуальные проекты креативных индустрий. Эти соревнования служат платформой для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, позволяя молодым талантам раскрыть свой потенциал, представить свои проекты и получить финансирование, что содействует реализации креативных инициатив под руководством опытных наставников.

# # # #

Международная олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты» (нацпроект «Молодежь и дети»)

Олимпиада Open Doors предоставляет талантливым иностранным студентам возможности для обучения, саморазвития и академического роста. Молодые люди из разных стран мира ежегодно участвуют в интеллектуальных соревнованиях по 14 междисциплинарным направлениям. Участие в Олимпиаде бесплатное, полностью в онлайн-формате, на английском и русском языках. Победа в Олимпиаде открывает двери в ведущие российские университеты. Участники могут поступить на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры либо получить позицию в научно-исследовательском проекте. Победители получают право на бесплатное образование с возможностью выбора университета и программы на английском или русском языках. Все этапы Олимпиады и последующего выбора программы и университета реализованы по системе «одно окно» с поддержкой участников в режиме 24/7.

# # # #

Система мотивирования иностранных обучающихся к успешному освоению образовательных программ (нацпроект «Молодежь и дети»)

Талантливым иностранным абитуриентам предоставляется шанс получить грантовую поддержку, которая покроет сопутствующие расходы на обучение в российских университетах. За счет гранта покрываются расходы на перелет в Россию и обратно, проживание и добровольное медицинское страхование, а также ежемесячные выплаты, которые частично компенсируют повседневные расходы иностранных студентов. Грантополучатели отбираются среди победителей олимпиады Open Doors. Гранты распределяются по ранжированному рейтингу победителей и призеров олимпиады Open Doors.

# # # #

Программа «Летний/Зимний университет» (нацпроект «Молодежь и дети»)

«Летний университет» и «Зимний университет» – это международные образовательные проекты, направленные на укрепление связей и сотрудничества между студентами из различных стран, а также на повышение престижа российского высшего образования. Основной целью «Зимнего университета» является содействие развитию связей между молодыми специалистами в инженерной сфере, а также углубление международного сотрудничества и повышение квалификации студентов в области инженерных наук. Цель «Летнего университета» заключается в популяризации российского высшего образования среди иностранных студентов, развитии их профессиональных навыков, а также ознакомлении с культурными особенностями, традициями и историей различных регионов России.

# # # #

Студенческие патриотические клубы Ассоциации «Я горжусь» (нацпроект «Молодежь и дети»)

Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь» объединяет клубы, которые стремятся воспитать социально ответственную молодежь, ориентируясь на духовные и исторические ценности России. Основная задача - формирование образа патриота среди студентов и внедрение системного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию в вузах. Клубы Ассоциации играют важную роль в развитии молодежной культуры, формируя активную гражданскую позицию студентов. Они организуют разнообразные мероприятия и акции, помогая студентам осознать свою связь с историей и культурой страны. Ассоциацией транслируется федеральная патриотическая повестка, которая активно интегрируется в деятельность клубов по всей стране через систему методической поддержки, создаются условия и возможности для развития компетенций активистов клубов, обмена опытом и взаимодействия, а также поддержки локальных патриотических инициатив, что способствует эффективной координации деятельности студенческого патриотического сообщества.

# # # #

Конкурсы Российского научного фонда (РНФ) (нацпроект «Средства производства и автоматизации»)

Конкурсы Российского научного фонда, направленные на поддержку проектов по выполнению прикладных научных исследований, параметры результатов которых определяет квалифицированный заказчик, являются примером сотрудничества науки и бизнеса для достижения технологического суверенитета страны. В 2025 году РНФ запустит новую линейку конкурсов на гранты по выполнению прикладных проектов, основной задачей которых станет создание технологических решений в сфере средств производства и автоматизации, а также транспортных технологий для различных сфер применения, новых материалов и химии. Особенностью конкурсов является то, что тематики проектов будут отражать направления научно-исследовательской программы национального проекта технологического лидерства, а их результаты направлены на создание наукоемких технологий. Фонд регулярно проводит конкурсы на получение грантов по разным направлениям, с различными требованиями и условиями. Размер грантов варьируется в зависимости от проекта и его сложности

# # # #

Целевое обучение студентов старших курсов в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации (нацпроект «Средства производства и автоматизации»)

В рамках мероприятия планируется до 2030 года обучить 5000 студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования в интересах организаций сферы производства и автоматизации. Обучение будет проходить по специализированным модулям, разработанным (или актуализированным) под запросы предприятий сферы производства средств производства и автоматизации, в рамках целевого обучения (срок обучения – не более 1 года). Проведение обучения нацелено на удовлетворение кадрового дефицита и наращивания кадровой обеспеченности станкоинструментальной отрасли.

# # # #

Дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации (нацпроект «Средства производства и автоматизации»)

Консорциумом образовательных организаций, сформированным на базе МГТУ «СТАНКИН», организуется внедрение дополнительных профессиональных программ, объединенных в единое цифровое пространство в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации. Пройти обучение в рамках дополнительных профессиональных программ смогут не только представители организаций сферы производства и автоматизации, но и представители отраслей потребителей, а также представители научно-педагогических кадров организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций. Проведенные мероприятия по дополнительному профессиональному образованию позволят заложить основу для достижения целей технологического лидерства Российской Федерации, а также комплексного повышения производительности отрасли на базе отечественных средств производства и автоматизации.

# # # #

Конкурс «Студенческий стартап» (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)

Конкурс «Студенческий стартап» представляет собой значимую стартовую площадку и уникальную возможность для участников стать руководителем собственного стартапа, собрать команду единомышленников и попробовать создать новый продукт, услугу или технологию. Победителям данного конкурса предоставляется денежный грант в размере 1 миллиона рублей. Полученные средства могут быть использованы для выплаты заработной платы привлеченным специалистам, а также для покрытия расходов, связанных с регистрацией юридического лица, закупкой или арендой оборудования, материалов, комплектующих, программного обеспечения, а также регистрацией прав на интеллектуальную собственность. В конкурсе могут принимать участие физические лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования в аккредитованных образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.

# # # #

Сеть университетских стартап-студий (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)

С 2022 года создана сеть университетских стартап-студий, на базе которых обучающиеся вузов могут попробовать себя в роли предпринимателя, а также на практике получить необходимые для создания технологического бизнеса знания и навыки. Основная цель - внедрение модели студенческого технологического предпринимательства в вузах и формирование портфелей компаний по различным технологиям, учитывающим запросы рынка. Стартап-студия — это своего рода «фабрика стартапов», которая проверяет бизнес-идеи и запускает новые компании. Она совмещает функции предпринимателя и инвестора, а прибыль от стартапов вкладывается в новые проекты. Главное отличие от других инструментов – стартап-судия не отбирает проекты, она сама их создает, генерируя идеи путем анализа узких и пустых мест в новых индустриях и рынках. Компании получают поддержку на всех этапах развития. Такой структурированный подход способствует развитию высокотехнологичных стартапов.

# # # #

Тренинги предпринимательских компетенций (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)

Тренинги предпринимательских компетенций представляют собой практико-ориентированные обучающие мероприятия с целью раскрытия предпринимательского потенциала и подготовки специалистов в области технологического предпринимательства. Тренинги проводятся во всех федеральных округах страны. Участники смогут освоить основы технологического предпринимательства, получить практический опыт в игровом формате, провести оценку своего потенциала. Реализация данного механизма позволяет в рамках симуляции в условиях приближенных к решению реальных бизнескейсов с фокусировкой на выстраивание кооперационных цепочек в целях реализации технологических проектов, сформировать воронку физических лиц, предрасположенных к освоению предпринимательских навыков.

# # # #

Акселерационные программы (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)

Акселераторы представляют собой значимый инструмент, нацеленный на развитие и поддержку студенческих инициатив и проектных команд, где начинающий студент-предприниматель может прокачать свой проект или бизнес-гипотезу. Программы предназначены для содействия их участникам в усовершенствовании своих идей и проектов, развитии необходимых компетенций, а также обеспечении эффективного продвижения к созданию полноценного бизнеса. Основная цель акселераторов заключается в предоставлении студентам, независимо от стадии развития их инициатив, доступа к комплексным ресурсам, включая экспертное наставничество и индивидуальную поддержку. Эти программы облегчают проверку бизнес-моделей, разработку концепций и тестирование идей в реальной среде. Участники получают персональное сопровождение своих проектов, а также возможности для взаимодействия с опытными наставниками и экспертами в области бизнеса. Они дают студентам спектр знаний и навыков, необходимых для запуска и управления стартапами.

# # # #

Университетские венчурные фонды (УВФ) (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)

Университетские венчурные фонды (УВФ) – инструмент финансовой поддержки университетских стартапов с высоким уровнем технологической готовности, реализуемых в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и технологий в России. Основная задача – привлечь инвестиции с поздних стадий, чтобы помочь стартапам перейти к этапу масштабирования своих продуктов. Фонды предоставляют займы, которые можно конвертировать в акции компании, что включает не только финансовую поддержку, но и доступ к опыту и знаниям опытных инвесторов. Это создает долгосрочные стимулы для участия инвесторов с поздних стадий в ранних этапах финансирования, что приводит к увеличению объемов инвестиций в университетские технологические стартапы.

# # # #

Предпринимательские «Точки кипения» (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)

Предпринимательская точка кипения — пространство коллективной работы, где обучающиеся и сотрудники университетов могут получить консультации и методическую поддержку экспертов в сфере технологического предпринимательства, а также организовывать поиск инвесторов для поддержки своих стартап-проектов. Интеграция с вузами, предприятиями и городскими пространствами стимулирует технологическое развитие на местах. Сотрудничество с бизнесорганизациями, исследовательскими учреждениями и институтами развития поддерживает местные команды в запуске и масштабировании проектов. Участники могут формировать новые формы сотрудничества, обмениваться практиками, развивать лидерские качества и получать обратную связь. Они могут расширять профессиональные сообщества, проверять гипотезы и формировать команды с уникальными компетенциями.

# # # #

Возмещение инвестиций (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)

В 2022 году в целях привлечения внебюджетного финансирования в создаваемые университетские стартапы принята Программа возмещения инвестиций частным инвесторам (бизнес-ангелам). Общий размер возмещения, на который может претендовать инвестор, не может превышать 50% инвестиций и 100% суммы налога на доходы физических лиц, уплаченной инвестором за 3 предшествующих года, при этом максимальная сумма возмещения одному инвестору за осуществление инвестиций в один стартап не может превышать 20 млн рублей. Минимальный объем инвестиций – не менее 0,5 млн рублей. Инвесторы могут выбирать удобную форму инвестиций: вклад в капитал, имущество, акции или конвертируемый заем. Они становятся акционерами или собственниками проекта и получают прибыль от его деятельности. Программа позволяет инвестировать не только в резидентов Фонда «Сколково», но и в перспективные университетские стартапы. Ограничений на количество инвестируемых стартапов нет.

Молодежные лаборатории (нацпроект «Молодежь и дети»)

Молодежные лаборатории — это современные пространства, где молодые ученые проводят научные исследования под руководством опытных наставников. Ключевая особенность таких лабораторий — молодой состав: не менее 2/3 сотрудников должны быть в возрасте до 39 лет. Это создает уникальную среду для профессионального развития и реализации смелых идей. Реализация мероприятия по созданию молодежных лабораторий позволяет молодым исследователям полностью сфокусироваться на своей работе, при этом получая соответствующие ресурсы, необходимые для воплощения инновационных разработок.

Цель: К 2030 году создать еще не менее 800 молодежных лабораторий.

Кадровый управленческий резерв в области науки, технологий и высшего образования (нацпроект «Молодежь и дети») 

Стратегическая цель создания резерва — формирование сообщества молодых управленцев в сфере науки, технологий и высшего образования, мотивированных на решение ключевых задач научно-технологического развития Российской Федерации, обладающих высоким уровнем управленческого потенциала и гражданской ответственности, имеющих необходимый уровень профессиональной квалификации и прошедшие отбор. 

Задачи:

  •  обновление кадрового состава управленческого звена в организациях сектора исследований и разработок, высшего образования;
  • стимулирование взаимодействия между наукой, бизнесом и органами власти, формирования новых команд, проектов и решений;
  • ознакомление руководителей с современными тенденциями, моделями и инструментами для развития науки, технологий и высшего образования.

Цель: привлечение к 2030 году не менее 1,3 тыс. участников программы развития кадрового управленческого резерва к имеющимся 760.

Создание сети современных кампусов (нацпроект «Молодежь и дети»)

Для развития и самореализации молодежи не маловажную роль играет создание комфортных условий для обучения. Кампусы предоставят студентам и ученым множество новых возможностей, которые могут значительно обогатить их образовательный и научный опыт. Некоторые из этих возможностей включают доступ к передовым технологиям и лабораториям, возможность участвовать в исследовательских проектах, обмен знаниями с выдающимися учеными со всего мира, а также доступ к разнообразным образовательным и культурным мероприятиям. Студенты могут получить доступ к самым современным образовательным программам, что позволяет им глубже погружаться в профессию и расширять свои знания в различных областях. Во многих регионах высокотехнологичная инфраструктура должна объединить сразу несколько вузов, что позволит получать не только академические знания, но и расширить круг общения, интересов и творческого самовыражения. Кампусы дают возможность студентам и ученым получить более глубокое и разностороннее образование, расширить свои профессиональные горизонты и активно участвовать в научном сообществе.

К 2030 году в России появится сеть из 25 современных кампусов, а к 2036 году их станет 40. Сейчас 1 проект (кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана) уже завершен, а 24 проекта находятся на разной стадии реализации. Они станут передовыми площадками для развития критически важных отечественных технологий, реализации прорывных научных проектов и притяжения талантливой молодежи со всей страны.

Инфраструктура кампусов будет создаваться как единая среда студенческого, научного и делового сообщества. Концепции кампусов предполагают большое количество открытых образовательных пространств, трансформируемых аудиторий. Это уникальная и комплексная среда для индивидуального и командного развития, общей корпоративной культуры преподавателей, студентов и ученых. Разработанные в кампусах проекты и продукты должны быть востребованы жителями города или региона, в котором они расположены, способствуя социально-экономическому развитию территорий.

В 2021 году были выбраны восемь проектов кампусов в Новосибирске, Калининграде, Томске, Челябинске, Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Москве. Еще девять проектов были отобраны в 2022 году — современные кампусы появятся в Самаре, Великом Новгороде, Перми, Южно-Сахалинске, Тюмени, Хабаровске, Иваново, Архангельске, а также на федеральной территории «Сириус». 8 проектов были определены в 2024 году, они будут реализованы в Забайкальском крае, Камчатском крае, Приморском крае, Мурманской и Смоленской областях, Республике Бурятия, а также два проекта в Москве на базе Московского государственного строительного университета (МГСУ) и Московского государственноготехнологического университета «Станкин».

Финансирование этого проекта будет реализовано как за счет средств федерального и регионального бюджетов, так и за счет внебюджетных источников

Центры карьеры на базе вузов (нацпроект «Кадры»)

К 2030 году сеть центров карьеры в российских университетах значительно расширится: количество действующих центров увеличится с 162 до 238. Предусмотренные изменения включают станут создание, тиражирование и последующая ежегодная актуализация единой модели функционирования системы центров карьеры, содействие образовательным организациям в вовлечении представителей индустрии, последующем трудоустройстве студентов и выпускников в региональные отраслевые компании, проведение оценки квалификации (компетенций) студентов и выпускников, проведение комплекса образовательных, просветительских и профориентационных мероприятий. Все эти инициативы направлены на совершенствование трудоустройства студентов и укрепление связи между образовательной системой и рынком труда. 

Подробнее на сайтах российских вузов.

Внедрение лучших практик (коробочных решений) в пилотных образовательных организациях высшего образования с помощью созданного отраслевого центра компетенций (нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика»)

Проект направлен на повышение производительности труда университетов путём распространения управленческого опыта применения «бережливых технологий» и научной организации труда, методов, технологий и практик, способствующих повышению эффективности университетов. Ключевая задача – повысить эффективность деятельности российских университетов путем создания культуры высокой производительности труда среди всех сотрудников, а также системы непрерывных улучшений и устранения организационных потерь в обеспечивающих и сопровождающих процессах. Для этого будет проведена комплексная работа по поиску резервов роста производительности труда, использование передового опыта университетов в виде «коробочных решений» для трансляции по всей системе высшего образования, которые будут «распаковываться» командами изменений на местах.

Цель: к 2030 году охватить проектами повышения производительности труда все подведомственные Минобрнауки России университеты, обеспечить повышение эффективности использования всех ресурсов для достижения базовых целей системы высшего образования.

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕСЯТИЛЕТИИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. Его основные цели - привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки. Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий – на сайте наука.рф Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».

Цифровой помощник