8 800100-19-30
ЧЕМ «НЕСПЕЦИАЛИСТ» МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И/ИЛИ С ОВЗ?

Для обеспечения доступа инвалидов и/или лиц с ОВЗ к услугам Университета и объектам, на которых они предоставляются, необходимо соблюдать следующие рекомендации с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации

Особенности общения с лицами, имеющими нарушения зрения

  1. 1. При встрече с человеком, имеющим нарушения зрения, необходимо поприветствовать его первым, назвав себя и других собеседников (по обстоятельствам).
  2. 2. Предлагая помощь, следует направлять человека с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку.
  3. 3. При описании местонахождения ограничьтесь наиболее значимыми для ориентировки деталями места или объекта.
  4. 4. Своевременно предупреждайте о препятствиях на пути.
  5. 5. Следует передвигаться без резких движений, не делать рывков.
  6. 6. При передвижении не нужно держать человека с нарушением зрения за руку, ему нужно предложить взять сопровождающего за предплечье.
  7. 7. При ходьбе сопровождающий должен находиться на шаг впереди; при таком положении имеется возможность движением руки сигнализировать о препятствиях, остановках, узких проходах.
  8. 8. При спуске и подъеме по ступеням лестницы сопровождающий должен находиться на ступень ниже или выше.
  9. 9. Когда Вы предлагаете человеку с нарушением зрения сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.
  10. 10. Не заставляйте Вашего собеседника обращаться в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его об этом.
  11. 11. В разговоре не избегайте выражений, основанных на визуальных впечатлениях.
  12. 12. При необходимости зачитывания какой-либо информации сначала следует предупредить об этом, читать нужно все, воздержавшись от комментариев.

 

Особенности общения с лицами, имеющими нарушения слуха

  1. 1.В первую очередь, необходимо привлечь внимание человека приветствием или назвав его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
  2. 2. В ходе диалога находиться нужно на близком расстоянии, смотреть прямо в лицо собеседнику и говорить максимально четко, замедляя свой темп речи.
  3. 3. Не загораживать лицо руками, волосами или какими-то другими предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением Вашего лица.
  4. 4. Строить фразы информационно насыщенно, избегая несущественной информации.
  5. 5. Использовать естественные жесты, выражение лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного.
  6. 6. Быть уверенным, что собеседник осмыслил правильно предоставленную ему информацию. Если информация была неправильно воспринята, перефразируйте сообщение с использованием более простых синонимов.
  7. 7. Необходимо обращаться непосредственно к слабослышащему, а не к его сопровождающему (сурдопереводчику).
  8. 8. Использовать письменную форму речи, если возникают трудности при устном общении (непонимании) или в многолюдных местах.
  9. 9. Рекомендовать в процессе коммуникации пользоваться слуховым аппаратом.

 

Особенности общения лицами, имеющими затруднения в речи

  1. 1. В процессе общения, старайтесь не перебивать и не поправлять собеседника.
  2. 2. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль. 
  3. 3. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у Вас больше времени.
  4. 4. Если Вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
  5. 5. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
  6. 6 .Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  7. 7. Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
  8. 8. Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.

 

Общение с лицами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Необходимо:

  1. 1. Помнить, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека.
  2. 2. Находиться с инвалидом в коляске на одном зрительном уровне.
  3. 3. Всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
  4. 4. Не прикасаться и менять местоположение инвалидной коляски без согласия владельца.
  5. 5. Предложить помощь при открытии тяжелых дверей, при передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом.
  6. 6. Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  7. 7. Не хлопайте человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

По материалам методических рекомендаций об организации приема инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательные организации высшего образования (от 29.06.2015 № АК-1782/ 05)