8 800100-19-30
Инклюзивное образование в ДГТУ

Инклюзивное образование

Что это?
В широком смысле, образовательная инклюзия (от лат. include - заключаю, включаю) – это создание условий для полноценного обучения представителей самых разных категорий людей независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей.

В чём смысл инклюзивного образования?
Из определения ясно, что инклюзивное образование затрагивает, в первую очередь, людей, отличающихся по каким-либо признакам от большинства. Действительно, именно эти признаки (состояние здоровья, особенности психофизического развития и т.д.) могут обусловливать особый статус человека.
Например, очевидно, что в обычных условиях обучение незрячего человека маловозможно: трудно разглядеть информацию с доски, невозможно прочитать печатные материалы, тяжело вести конспекты и пользоваться ими. Следовательно, нужны специальные условия особые (методы и методики обучения, пособия, оборудование т.д).
Идея инклюзивного (включенного) образования в том, что такие условия должны создаваться не в отдельных «закрытых» образовательных учреждениях (школах-интернатах, колледжах, вузах, работающих только для людей с ограниченными возможностями здоровья). Такая практика десятилетиями существовала и продолжает существовать во многих странах мира.
Согласно принципам инклюзии, специальные условия могут быть созданы в любой образовательной среде, что позволяет человеку – представителю любой «особой группы» - наравне с другими развиваться и как личность, и как член сообщества (в том числе и профессионального).

Показатели инклюзивного образования
Образовательная практика является инклюзивной, если в отношении человека с особыми потребностями не проявляется дискриминация - игнорирование ключевых потребностей в развитии личности:

  1. для человека с особыми потребностями не создаются специальные условия, и он вынужден (не всегда эффективно и всегда с большими энергозатратами) самостоятельно решать многочисленные проблемы, связанные с обучением;
  2. проявляется снисходительное отношение к возможностям человека с особыми потребностями со стороны большинства: ожидания и требования не высоки, создаются «тепличные условия», блокирующее полноценное личностное и профессиональное развитие.

Главное в инклюзивном образовании – возможности человека с особыми потребностями получить полноправный образовательный и социальный опыт вместе со сверстниками