Белоусова А.К. является лидером научной школы «Когнитивная психология образования», в которую входят сотрудники кафедры - кандидаты психологических наук, доценты: Даутов Д.Ф., Мочалова Ю.А., Павлова Т.В., Суроедова Е.А., Тушнова Ю.А.
Васильченко М.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса склонных к развитию кризисных состояний и суицидальному поведению.
Даутов Д.Ф. Совместная мыслительная деятельность в малых группах.
Короченцева А.В. Невербальное поведение и внешний облик как компоненты визуального образа Другого.
Кузьменко И.С. Социально-психологические характеристики личности в значимых жизненных ситуациях: корреляты и детерминанты в профессиональной и межличностной сферах.
Ломова Н.В. Ценностные и смысложизненные ориентации студенческой молодежи.
Мочалова Ю.А. Образ мира, когнитивный стиль, кросс-культурная психология.
Николенко О.Ф. Смысложизненные ориентации студентов.
Павлова Т.В. Совместное мышление, онтогенез мышления, проективные методы.
Пищик В.И. Психология ментальности поколений.
Ращупкина Ю.В. Жизненные выборы личностно зрелых и личностно незрелых молодых людей.
Тушнова Ю.В. Образ мира, понятийное мышление, кросс-культурная психология.
Суроедова Е.В. Техники, стили и стратегии смыслопередачи в современном социокультурном пространстве.
Хачатурян Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение студенческой молодежи в современном образовательном пространстве.
Яременко С.Н. Внешние образы человека в культуре, жизненные смыслы и жизненные практики человека.
В 2017 г. решением Ученого Совета ДГТУ (протокол №3 от 17.10.2017 г.) принято решение об открытии при кафедре учебно-научной лаборатории «Когнитивные исследования в психологии», для которой в настоящий момент закупается современное оборудование (Ай-трекерTobii X2-60для распознавания и записывания позиции зрачка и движения глаза, программное обеспечение). На базе лаборатории предполагается:проведение научно-исследовательской работы студентов и преподавателей;осуществление проектной деятельности;проведение практических и лабораторных занятий.
Грантовая деятельность кафедры
2018 год стал успешным для кафедры:команда сотрудников кафедры под руководством Белоусовой А.К. выиграла грант Благотворительного фонда В. Потанина на разработку новой магистерской программы «Психологическое сопровождение образования одаренных детей».
В 2018 году профессор Пищик В.И. вошла как исполнитель в грант РФФИ 18-013-00910А «Изучение динамики ценностей поколений, как индикатора социальных изменений, и прогнозирование на этой основе тенденций развития российского».
В предыдущие годы Белоусова А.К. являлась руководителем гранта РГНФ «Стиль мышления субъектов российской ментальности в меняющемся мире», в котором принимала участие профессор Пищик В.И.
Преподаватели кафедры принимали участие как исполнители в следующих грантах:
Белоусова А.К., Павлова Т.В., Мочалова Ю.А., Тушнова Ю.А. Грант ЮФУ «Гуманитарные технологии и модели развития толерантных отношений и формирования антиэкстремистских ценностей в молодежной среде в полиэтническом и поликонфессиональном регионе РФ». Рег. №: 213.01-24/2013-185;
Белоусова А.К., Павлова Т.В. «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика (направление подготовки -гуманитарные науки, история), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия» Грант Министерства образования и науки; госконтракт № 05.043.11.0017 от 14 мая 2014г. (2014-2016 гг.)
Белоусова А.К., Мочалова Ю.А. «Об апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика (направление подготовки -Психолого-педагогическое образование)»; Грант Министерства образования и науки; договор с ГБОУ ВПО МГППУ № 1/Ф-112.058 от 28.06.2014.(2014-2016 гг.)
Короченцева А.В., Мансурова И.С. «Организация исследований по оценке эффективности и результативности применения современных технологий по информационному, психологическому и методологическому воздействию на персонал и обучающихся образовательных учреждений всех типов и видов как составной части формирования культуры обеспечения комплексной безопасности в рамках образовательных программ, направленных на снижение рисков чрезвычайных ситуаций» Грант Министерства образования и науки, шифр 2012-08.708-58-007.
Организация научно-практических конференций и форумов
В рамках НИР кафедра организует научно-практические конференции и форумы. Осенью 2017 года во второй раз состоялся Южно-российский форум практической психологии, психотерапии и консультирования. В рамках форума все желающие могли поучаствовать в мастер-классах ведущих специалистов различных направлений практической психологии, психотерапии и консультирования.
В ноябре 2017 года кафедра «ПОиОП» принимала участие в организации и проведении IV Ежегодной научно-практической конференции «Актуальные вопросы взаимодействия психологических служб силовых ведомств и образовательных учреждений высшего образования. Теория и практика».
Кафедра проводит ежегодные круглые столы по дисциплинам в рамках недели науки в ДГТУ: «Психологические последствия воздействия СМИ на массовое сознание», «СМИ как фактор формирования идентичности в обществе», «Влияние социальных сетей на общество», «Роль СМИ в формировании отношения к гомосексуализму: кинематограф, книги и т.д.» «Психологические особенности влияние рекламы на детей».
Международное научное сотрудничество
В октябре 2017 года руководством кафедры «ПОиОП» был инициирован визит профессора Лазаря Стошича (Сербия) в ДГТУ. 27 октября в рамках визита профессора Лазара Стошича (Сербия) для преподавателей ДГТУ состоялся круглый стол «Современные тенденции европейского образования».
Лазар Стошич (Сербия) в рамках круглого стола «Современные тенденции европейского образования» акцентировал внимание на одном из основных трендов современного высшего образования – публикациях профессорско-преподавательского состава университетов в индексируемых в международных базах данных журналах Scopus и WebofScience. Лазар Стошич осветил ряд вопросов, связанных с требованиями к публикациям в таких изданиях. Также профессор представил участникам международный журнал когнитивных исследований в науке, технике и образовании (IJCRSEE), индексируемый в базе Scopus, главным редактором которого он является. IJCRSEE можно назвать молодым, по словам Лазаря Стошича. Статус рецензируемого в базе Scopus журнала он получил менее 5 лет назад. При этом, как отметил профессор, была проделана большая работа, для того чтобы обеспечить рост индексов журнала и его соответствие требованиям лучших международных изданий. В настоящее время IJCRSEE имеет достаточно высокий рейтинг и пользуется популярностью авторов различных стран. IJCRSEE функционирует на базе Ассоциации по развитию науки, техники и образования (Сербия), которая занимается широким спектром научных проблем. Деятельность ассоциации включает сотрудничество с различными образовательными учреждениями, в том числе международное, проведение научных конференций и прикладных семинаров, публикацию учебной, научной и публицистической литературы по актуальной тематике в сфере техники и образования. Профессор Лазар Стошич представил подробный обзор политики журналов, индексируемых в базе Scopus. Отдельную часть выступления профессор посвятил структуре рукописи, правилам оформления библиографических ссылок.
По итогам круглого стола были сформулированы рекомендации о повышении публикационной активности профессорско-преподавательского состава университета в изданиях, индексируемых в цитатно-аналитических базах Scopus и WebofScience. А также намечены перспективы сотрудничества кафедры «ПОиОП» с Ассоциацией по развитию науки, техники и образования (Сербия).
Научно-исследовательская работа студентов
Под руководством преподавателей кафедры студенты активно участвуют в научно-исследовательской работе, выступают с докладами на научно-практических конференциях, представляют результаты своих исследований на смотр - конкурс лучших студенческих работ.
В феврале 2108 года выпускница кафедры «ПОиОП» Мария Позднякова заняла II место в конкурсе научных работ, ежегодно проводимом ДГТУ. Тема работы: «Представления студентов о внешнем облике лиц, представляющих террористическую угрозу». Научный руководитель – к.психол.н., доц. КороченцеваА.В.
В марте 2018 года студентка группы ДП41 Киевская Людмила принимала участие в III Международном конкурсе студентов, магистрантов, аспирантов «Universityknowledge - 2018», где заняла I место в номинации «Публикация по профессиональным компетенциям». Название статьи: «Социальные аксиомы представителей информационного и нового поколений». Научный руководитель – д.психол.н., проф. Пищик В.И.
В апреле 2018 года студентка группы ДП-41 Долгова Алина выступила с докладом на Международной научно-практической конференции «Ломоносов-2018», где заняла I место в номинации «Лучший доклад» на секции «Киберпсихология и психология интернета». Тема доклада: «Особенности самопрезентации и выраженность социальных потребностей у пользователей социальных сетей». Научный руководитель – к.психол.н., доц. Кузьменко И.С.
Монографии, выпущенные кафедрой:
- Васильченко М.В. Превенция кризиса состояний у субъекта образовательного учреждения: монография. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ. 2013. 6,5 п.л.
- Феномены совместной мыслительной деятельности: монография / Д.Ф.Даутов, Е.А. Суроедова. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ. 2012. 10,5 п.л.
- Мансурова И.С. Надежда и безнадежность в системе отношений личности: монография - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ. 2012. 6,75 п.л.
- Яременко С.Н. Смыслы и стили жизни как маркеры идентичности человека. Монография /LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co. KG Germany 2012. 10 п.л.
- Литвиненко М.П. Личностное развитие юношей и девушек с онкологией. Монография / LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co. KG Germany 2012. 10 п.л.
- Кошко К.Н., Атанасова Ш.И. Роль института образования в формировании личности человека-субъекта информационного общества / Психолого-педагогические основы развития личности в процессе модернизации образования России: монография/ Пенза: Приволжский Дом знаний 2012, 1 п.л.
- Мансурова И.С., Кошко К.Н. Формирование способностей к программному поведению в экстремальных ситуациях как фактор развития и социализации личности / Психолого-педагогические основы развития личности в процессе модернизации образования России: монография/ Пенза: Приволжский Дом знаний 2012, 1 п.л.