Кафедра "Социальная работа" является выпускающей кафедрой факультета «Сервис и туризм» ДГТУ.
В 2008 г. была получена лицензия на осуществление образовательной деятельности и была начата подготовка бакалавров социальной работы. С 2017 г. ведется подготовка магистров социальной работы. О проблемах и радостях этой работы в 2019 г. зав. кафедрой «СР» Н.И. Басина рассказала в интервью корреспонденту всероссийского журнала «Социальная защита в России» http://www.ideuromedia.ru/sotszashita/
С первого года существования образовательного направления кафедрой осуществляется инклюзивный формат образования: в составе студенческих групп обучаются студенты с ОВЗ по слуху. Для всех студентов образовательного направления организовано преподавание русского жестового языка, сурдопсихологии, техник сурдокоммуникации. Деятельность кафедры освещалась в программе Дон ТР «Инклюзивное образование на Дону: ДГТУ создает условия для студентов с разными потребностями» URL: https://www.youtube.com/watch?v=5KaPwmQtbB8
Концепция образовательной программы (бакалавриат)
Социальная значимость основной образовательной программы по направлению "Социальная работа" определяется потребностью общества в расширении спектра социальных услуг населению и повышении их качества, а также необходимостью развития системы социальной помощи и поддержки социально уязвимых слоев населения, реализации государственных национальных программ
Реализация данных объективных потребностей невозможна без целенаправленной работы по подготовке высококвалифицированных кадров для органов управления и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальную защиту и социальную поддержку нуждающихся.
Цели и задачи образовательной программы (бакалавриат)
Исходя из сказанного главной целью данной ОПОП ВО является обеспечение уровня подготовки бакалавров социальной работы, отвечающего современным общественным потребностям. Достижение этой цели предполагает формирование и развитие у студентов таких качеств и способностей, как осознание своей гражданской позиции в решении социальных проблем; понимание личной ответственности за качество профессиональных знаний, умений и навыков; готовность совершенствовать свои профессиональные характеристики; умение оптимально использовать свой коммуникативный потенциал для решения профессиональных задач; умение мыслить масштабно, соотнося содержание конкретных практических ситуаций и общий социальный контекст. Реализация данной цели обеспечивается формированием общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВО 3+, а также специальных компетенций, зафиксированных в рабочих программам по дисциплинам. Стратегические партнеры программы (работодатели) (бакалавриат)
1. Ростовское региональное отделение Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (г. Ростов-на-Дону).
2. АНО "Центр сурдоперевода" (г. Ростов-на-Дону).
3. Психоневрологический диспансер № 1 г. Ростова-на-Дону.
4. Ростовская областная общественная организация "Ростов без наркотиков"
(г. Ростов-на-Дону).
5. Общероссийская общественная организация - ассоциация ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России (г. Ростов-на-Дону).
6. МБОУ «Школа № 80» г. Ростова-на-Дону.
7. Профсоюзная организация ДГТУ, г. Ростов-на-Дону.
8.Ростовское региональное отделение Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды», г. ростов-на-Дону.
9. МКУ Управление социальной защитой населения Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону.
10. Ростовский филиал ЛПУМГ ООО «Газпром Трансгаз Краснодар».
С 2016 года на кафедре "Социальная работа" открыта магистратура по направлению подготовки 39.04.02 «Социальная работа» основной профессиональной образовательной программы высшего образования "Опека, попечительство, социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи". Квалификация (степень), присваиваемая выпускникам − магистр. Трудоемкость ОПОП ВО − 120 з.е. Срок обучения − 2 года (очная форма обучения) или 2,5 года (заочная форма обучения).
Концепция образовательной программы (магистартура)
Опека и попечительство – один из важнейших социальных институтов общества. Технологии опеки и попечительства, а также сопровождения замещающей семьи занимают особое место в системе социальных технологий. В состав компетенций специалистов органов опеки и попечительства включены следующие специфические направления деятельности по охране прав несовершеннолетних: выявление, устройство и контроль за условиями жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-правовая защита детства, подготовка материалов и участие в судебных заседаниях; организация работы с гражданами, желающими стать опекунами, попечителями, приемными родителями или усыновителями; предварительное рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей; контроль за охраной имущественных прав детей и ряд других.
Известно, что в качестве приоритетного вектора жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России взят курс на деинституционализацию − создание благоприятных условий для воспитания и проживания детей вне учреждения; сокращение учреждений интернатного типа; внедрение грамотных и эффективных технологий поиска, подготовки и сопровождения замещающих семей. Остро встал вопрос об отборе и подготовке органами опеки и попечительства лиц, имеющих намерение принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2015 года № 235 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения»), и, как следствие, о построении системы социального психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи разных форм семейного жизнеустройства.
На сегодняшний день профессионалов для органов опеки и попечительства целенаправленно не готовит ни один вуз. Как правило, специалисты учреждений данного типа проходят краткосрочные курсы дополнительного образования (большинство сотрудников имеют педагогическое образование учителей-предметников), на которых знакомятся с нормативно-правовой базой, разбирают наиболее сложные случаи из практики. Как показывает практика, этот уровень недостаточен для решения вопроса насыщения квалифицированными кадрами органов опеки и попечительства. Предлагаемая магистерская программа призвана удовлетворить эту потребность.
Цели и задачи образовательной программы (магистратура)
Магистерская программа "Опека и попечительство, социальное психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи" всесторонне учитывает содержание и особенности профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 680н) и специфики ФГОС ВО 39.04.02 Социальная работа (уровень подготовки − магистратура) и ставит своей целью − подготовку специалистов в области опеки и попечительства.
Планируемые результаты обучения (магистратура)
Магистр должен уметь: осуществлять правовую и социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществлять контроль за содержанием воспитания и образования этой категории несовершеннолетних; готовить и реализовывать мероприятия, направленные на профилактику социального сиротства, предупреждение беспризорности, безнадзорности; выявлять, осуществлять учет и устройство детей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите; осуществлять подбор кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; организовывать и контролировать процесс деинституционализации жизнеустройства данной категории несовершеннолетних, организовывать и осуществлять деятельность по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Стратегические партнеры программы (работодатели) (магистратура)
1) Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей - детский дом г. Азова;
2) Государственное казенное учреждение социального обслуживания РО – центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Азовский центр помощи детям».
3) ГКУСЩ РО Батайский центр помощи детям, г. Батайск РО.
3) Органы опеки и попечительства, комитеты и отделы семьи и детства, КПН, Инспекция по охране прав детей, Учреждения социальной защиты и образования и пр.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники
Бакалавр по направлению подготовки 39.03.02 "Социальная работа" готовится к следующим видам профессиональной деятельности: социально-технологическая, исследовательская.
Магистр по направлению подготовки 39.04.02 "Социальная работа" готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, социально-технологическая.
Кадровый состав
На кафедре «Социальная работа» работают 19 сотрудников, в т.ч. 12 штатных преподавателей. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, согласно профилю преподаваемых дисциплин, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательные программы бакалавриата и магистратуры, соответствуют нормам ФГОС ВО. Все преподаватели своевременно проходят курсы повышения квалификации, в соответствии с профилями. 25 % ППС кафедры имеют второе высшее образование, в соответствии с реализуемыми профилями.
Инклюзия
Кафедра ориентируется на использование инклюзивной формы обучения, где включение в состав обучающихся студентов с ограниченными возможностями по слуху становилось бы фактором формирования компетенции сурдокоммуникации.
https://www.youtube.com/watch?v=5KaPwmQtbB8
Подобная интеграция позволила создать особую обогащенную среду в студенческом коллективе, полезную для формирования будущих социальных работников. Учебный план и рабочие программы кафедры ориентированы на реализацию принципа инклюзии: ведется преподавание русского жестового языка, сурдопсихологии, преподаются основы социальной реабилитации инвалидов. Образовательная деятельность проводится совместно с социальными и социокультурными программами регионального отделения ВОГ. Сегодня некоторые руководители региональных отделов ВОГ – наши выпускники. Студенты кафедры участвуют в фестивалях, слетах, конкурсах, театральной студии мимики и жеста «Слов. Net». Наши студенты стали волонтерами параолимпиады Сочи-2014; вошли в состав делегации сурдоолимпиады-2015 в Ханты-Мансийске. На кафедре работает студенческий клуб жестового пения https://www.youtube.com/watch?v=-XciU990v1M
Образовательная деятельность кафедры «Социальная работа» ориентирована на применение креативных, интерактивных и коммуникативных подходов, так как для специалиста по социальной работе, который будет работать в системе «человек-человек», принимая непосредственное участие в изменении судьбы других людей, особенно важны коммуникативные, личностно-творческие умения и способности.
НИР
Ведется активная научно-исследовательская работа с магистрантами, принимающими участие в региональных, всероссийских и международных конференциях, связанных с проблемами замещающей семьи, опеки и попечительства.