8 800100-19-30
Назад
Назад
Назад
Социальная работа

Кафедра "Социальная работа" является выпускающей кафедрой факультета «Сервис и туризм» ДГТУ.

В 2008 г. была получена лицензия  на осуществление образовательной деятельности и была начата подготовка бакалавров социальной работы. С 2017 г. ведется подготовка магистров социальной работы. О проблемах и радостях этой работы в 2019 г. зав. кафедрой «СР» Н.И. Басина рассказала в интервью корреспонденту всероссийского журнала «Социальная защита в России» http://www.ideuromedia.ru/sotszashita/

С первого года существования образовательного направления кафедрой осуществляется  инклюзивный формат образования: в составе студенческих групп обучаются студенты с ОВЗ по слуху. Для всех студентов образовательного направления организовано преподавание русского жестового языка, сурдопсихологии, техник сурдокоммуникации. Деятельность кафедры освещалась в программе Дон ТР «Инклюзивное образование на Дону: ДГТУ создает условия для студентов с разными потребностями» URL: https://www.youtube.com/watch?v=5KaPwmQtbB8

Концепция образовательной программы (бакалавриат)

Социальная значимость основной образовательной программы по направлению "Социальная работа" определяется потребностью общества в расширении спектра социальных услуг населению и повышении их качества, а также необходимостью развития системы социальной помощи и поддержки социально уязвимых слоев населения, реализации государственных национальных программ
Реализация данных объективных потребностей невозможна без целенаправленной работы по подготовке высококвалифицированных кадров для органов управления и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальную защиту и социальную поддержку нуждающихся.

Цели и задачи образовательной программы (бакалавриат)

Исходя из сказанного главной целью данной ОПОП ВО является обеспечение уровня подготовки бакалавров социальной работы, отвечающего современным общественным потребностям. Достижение этой цели предполагает формирование и развитие у студентов таких качеств и способностей, как осознание своей гражданской позиции в решении социальных проблем; понимание личной ответственности за качество профессиональных знаний, умений и навыков; готовность  совершенствовать  свои  профессиональные  характеристики;  умение оптимально  использовать  свой  коммуникативный  потенциал  для  решения профессиональных задач; умение мыслить масштабно, соотнося содержание конкретных практических ситуаций и общий социальный контекст. Реализация данной цели обеспечивается  формированием  общекультурных,  общепрофессиональных, профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВО 3+, а также специальных компетенций, зафиксированных в рабочих программам по дисциплинам. Стратегические партнеры программы (работодатели) (бакалавриат)
1. Ростовское региональное отделение Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (г. Ростов-на-Дону).
2. АНО "Центр сурдоперевода" (г. Ростов-на-Дону).
3. Психоневрологический диспансер № 1 г. Ростова-на-Дону.
4. Ростовская областная общественная организация "Ростов без наркотиков"
(г. Ростов-на-Дону).
5. Общероссийская общественная организация - ассоциация ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России (г. Ростов-на-Дону).
6. МБОУ «Школа № 80» г. Ростова-на-Дону.
7. Профсоюзная организация ДГТУ, г. Ростов-на-Дону.
8.Ростовское региональное отделение Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды», г. ростов-на-Дону.
9. МКУ Управление социальной защитой населения Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону.
10. Ростовский филиал ЛПУМГ ООО «Газпром Трансгаз Краснодар».

С 2016 года на кафедре "Социальная работа" открыта магистратура по  направлению подготовки 39.04.02 «Социальная работа» основной профессиональной образовательной программы высшего образования "Опека, попечительство, социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи". Квалификация (степень), присваиваемая выпускникам  −  магистр. Трудоемкость ОПОП ВО   − 120  з.е. Срок обучения  −  2 года (очная форма обучения) или   2,5 года (заочная форма обучения).

Концепция образовательной программы (магистартура)

Опека и попечительство – один из важнейших социальных институтов общества. Технологии опеки и попечительства, а также сопровождения замещающей семьи занимают особое место в системе социальных технологий. В состав компетенций специалистов органов опеки и попечительства включены следующие специфические направления деятельности по охране прав несовершеннолетних: выявление, устройство и контроль за условиями жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-правовая защита детства, подготовка материалов и участие в судебных заседаниях; организация работы с гражданами, желающими стать опекунами, попечителями, приемными родителями или усыновителями; предварительное рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей; контроль за охраной имущественных прав детей и ряд других.

Известно, что в качестве приоритетного вектора жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России взят курс на деинституционализацию − создание благоприятных условий для воспитания и проживания детей вне учреждения; сокращение учреждений интернатного типа; внедрение грамотных и эффективных технологий поиска, подготовки и сопровождения замещающих семей. Остро встал вопрос об отборе и подготовке органами опеки и попечительства лиц, имеющих намерение принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2015 года № 235 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности  по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения»), и, как следствие, о построении системы социального психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи разных форм семейного жизнеустройства. 
На сегодняшний день профессионалов для органов опеки и попечительства целенаправленно не готовит ни один вуз. Как правило, специалисты учреждений данного типа проходят краткосрочные курсы дополнительного образования (большинство сотрудников имеют педагогическое образование учителей-предметников), на которых знакомятся с нормативно-правовой базой, разбирают наиболее сложные случаи из практики. Как показывает практика, этот уровень недостаточен для решения вопроса насыщения квалифицированными кадрами органов опеки и попечительства. Предлагаемая магистерская программа призвана удовлетворить эту потребность.

Цели и задачи образовательной программы (магистратура)

Магистерская программа "Опека и попечительство, социальное психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи" всесторонне учитывает содержание и особенности профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 680н) и специфики ФГОС ВО 39.04.02 Социальная работа (уровень подготовки − магистратура) и ставит своей целью − подготовку специалистов в области опеки и попечительства.

Планируемые результаты обучения (магистратура)

Магистр должен уметь:  осуществлять правовую и социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществлять контроль за содержанием воспитания и образования этой категории несовершеннолетних; готовить и реализовывать мероприятия, направленные на профилактику социального сиротства, предупреждение беспризорности, безнадзорности; выявлять, осуществлять учет и устройство детей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите; осуществлять подбор кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; организовывать и контролировать процесс  деинституционализации жизнеустройства данной категории несовершеннолетних, организовывать и осуществлять деятельность  по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Стратегические партнеры программы (работодатели) (магистратура)

1) Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей - детский дом г. Азова; 
2) Государственное казенное учреждение социального обслуживания РО – центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Азовский центр помощи детям».
3) ГКУСЩ РО Батайский центр помощи детям, г. Батайск РО.
3) Органы опеки и попечительства, комитеты и отделы семьи и детства, КПН, Инспекция по охране прав детей, Учреждения социальной защиты и образования и пр.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники

Бакалавр по направлению подготовки 39.03.02 "Социальная работа" готовится к следующим видам профессиональной деятельности: социально-технологическая, исследовательская.

Магистр по направлению подготовки 39.04.02 "Социальная работа" готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, социально-технологическая.

Кадровый состав

На кафедре «Социальная работа» работают 19 сотрудников, в т.ч. 12 штатных преподавателей. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, согласно профилю преподаваемых дисциплин, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательные программы бакалавриата и магистратуры, соответствуют нормам ФГОС ВО. Все преподаватели своевременно проходят курсы повышения квалификации, в соответствии с профилями. 25 % ППС кафедры имеют второе высшее образование, в соответствии с реализуемыми профилями.

Инклюзия

Кафедра ориентируется на использование инклюзивной формы обучения, где включение в состав обучающихся студентов с ограниченными возможностями по слуху становилось бы фактором формирования компетенции сурдокоммуникации. 

https://www.youtube.com/watch?v=5KaPwmQtbB8

Подобная интеграция позволила создать особую обогащенную среду в студенческом коллективе,  полезную для формирования будущих социальных  работников. Учебный план и рабочие программы кафедры ориентированы на реализацию принципа инклюзии: ведется преподавание русского жестового языка, сурдопсихологии, преподаются основы социальной реабилитации инвалидов. Образовательная деятельность проводится совместно с социальными и социокультурными программами регионального отделения ВОГ. Сегодня некоторые руководители региональных отделов ВОГ – наши выпускники. Студенты кафедры   участвуют в фестивалях, слетах, конкурсах, театральной студии мимики и жеста «Слов. Net». Наши студенты стали  волонтерами параолимпиады Сочи-2014; вошли в состав делегации сурдоолимпиады-2015 в Ханты-Мансийске. На кафедре работает студенческий клуб жестового пения  https://www.youtube.com/watch?v=-XciU990v1M

Образовательная деятельность кафедры «Социальная работа» ориентирована на применение креативных, интерактивных и коммуникативных подходов, так как для специалиста по социальной работе, который будет работать в системе «человек-человек», принимая непосредственное участие в изменении судьбы других людей, особенно важны коммуникативные, личностно-творческие умения и способности.

История кафедры

Как профильная, кафедра была создана в 2007 г., получив лицензию, дающую право на выпуск кафедрой специалистов в области социальной работы.

Кафедра успешно прошла процедуры аккредитации специальности «Социальная работа» в 2012 г. (в связи с первым выпуском студентов) и в 2013 г. (в связи с аккредитацией университета). 100 % первого выпуска работают в сфере социальной работы.

В 2014 г. кафедра «Социальная работа» вошла в состав «Социально-гуманитарного» факультета ДГТУ.

В 2016 г. на кафедре была открыта магистратура по направлению 39.04.02 Социальная работа, профиль подготовки «Опека, попечительство, социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи».

В 2018 г. кафедра «Социальная работа» вошла в состав «Инновационный бизнес и менеджмент» ДГТУ.

С 2019 г. кафедра «Социальная работа» входит в состав факультета «Сервис и туризм» ДГТУ.

НИР

Ведется активная научно-исследовательская работа с магистрантами, принимающими участие в региональных, всероссийских и международных конференциях, связанных с проблемами замещающей семьи, опеки и попечительства.  

Воспитательная работа

Кафедра «Социальная работа» проводит воспитательную работу, направленную на повышение гражданского и социально-культурного уровня студентов, развитие их личностных качеств. 

В воспитательной работе используются дискуссии, тематические вечера, встречи с интересными собеседниками; проводятся капустники, экскурсии, культпоходы в театр, в филармонию. Творчески осуществляют свою работу кураторы студенческих групп, в ходе которой используются индивидуальные беседы со студентами, конкурсы, методики тимбилдинга, проводятся психологические тренинги, совместные вечера студенческих групп. Студенты кафедры «Социальная работа» принимают участие в социальных и социокультурных программах регионального отделения ВОГ: в фестивалях, слетах, конкурсах, в работе театральной студии мимики и жеста «Слов. Net».

Все воспитательные мероприятия с участием инклюзивных групп сопровождает высококвалифицированный сурдопереводчик-синхронист. 

Вызывают большой интерес у студентов постоянно действующие киноклуб «Солярис» (руководитель к.ф.н. Попова С.Л.) и патриотический историко-культурологический клуб «Сыны Отечества» (руководитель Гузь А.Н.).

Доброй традицией кафедры стало проведение конурса «Лучший студент направления «Социальная работа» «СР» https://www.youtube.com/watch?v=NpRd-R_Vx5M

Еще одной традицией кафедры является ежегодная реализация социальных проектов силами студентов выпускного курса (руководитель Рыбалка Ю.А.). Среди подобных проектов можно назвать открытый урок русского жестового языка, дискуссию «Как следует относиться современному обществу к людям с ограниченными возможностями», театрализованную постановку с элементами полемики «Современное общение: взлет или падение», арт-станционную игру «Современность сквозь призму искусства».
Подробнее

Контакты
251-14-56, в будние дни с 8:30 до 17:00
spu-53.2@donstu.ru   
ул. 24 Линия, 2/5, корпус 17, аудитория 216
Басина Наталья Ивановна
Профессор, заведующий кафедрой , д.ф.н. , профессор
Пожарская Елена Николаевна
Доцент кафедры «Социальная работа», руководитель УНЛ КМПиПД НЦ РАО ДГТУ , к.биолог.н. , доцент
Голоснов Олег Анатольевич
Доцент , Кандидат социологических наук
Дорогинин Юрий Валерьевич
Зам. декана, доцент , к.ф.н.
Мезинова Галина Николаевна
Доцент , к.ф.н. , доцент
Панфилова Ольга Викторовна
Доцент , к.э.н , Доцент
Попова Светлана Леонидовна
Доцент кафедры Социальная работа. Культуролог. Преподаватель. Практический психолог. , к.ф.н. , доцент
Рыбалка Юлия Анатольевна
Доцент , к.ф.н. , доцент
Смирнова Светлана Борисовна
Доцент , к.п.н. , доцент
Куншенко Игорь Алексеевич
Старший преподаватель
Вахрушева Елена Юрьевна
Ведущий документовед сектора организации учебного процесса, доцент , к.ф.н.
Рощина Марина Владимировна
Ассистент, техник
Тарусова Наталия Сергеевна
Техник
Гузь Алексей Николаевич
ассистент
Информация абитуриентам
Донской государственный технический университет занимает особое место в образовательном пространстве Юга России.