В Ростовской области на работы по ремонту и содержанию дорог выделяется значительная доля общего бюджета. Согласно данным, представленным на сайте Правительства РО, в 2019 году дорожный фонд Ростовской области запланирован в объеме более 17 млрд рублей. Муниципальным образованиям региона на дорожное хозяйство предусмотрено около 7 млрд рублей.
Разработкой современных комплексных подходов по обеспечению сохранности дорожных одежд сегодня заняты многие отечественные и зарубежные исследователи. Ростовские ученые в основу своей методики прогнозирования срока службы дорог положили комплексный расчетно-экспериментальный подход к анализу деформирования дорожной одежды под воздействием реального транспортного потока.
– До сих пор главной причиной, затрудняющей определение остаточного срока службы дорожных одежд и назначение времени проведения ремонтных работ, является то, что проектировщик, рассчитывающий дорожную одежду, и диагност, осуществляющий оценку ее состояния уже на стадии эксплуатации, работают каждый по своим нормативным документам, мало связанным друг с другом, – объясняет к. т. н., доцент кафедры «Автомобильные дороги» ДГТУ Артем Тиратурян. – Мы стремимся разработать единую концепцию мониторинга состояния дорожной одежды, которая позволит определять ее остаточный ресурс и срок службы до момента выполнения капитального ремонта и объединит проектные решения с эксплуатационным состоянием дорожной одежды.
Артем Тиратурян ведет научные исследования в рамках докторской диссертационной работы под руководством заведующего кафедрой «Автомобильные дороги» д. т. н., профессора Евгении Угловой.
Сбор данных – оценка несущей способности дорожных одежд, их отдельных слоев, визуального состояния, интенсивности движения и нагрузки на обследованных участках, – выполнялся на федеральных автомобильных дорогах и дорогах Ростовской области. Часть результатов исследований вошла в систему управления состоянием автомобильных дорог государственной компании «Автодор». В перспективе они могут использоваться как федеральными ведомствами, которые обеспечивают сохранность автомобильных дорог общего пользования, так и проектными и подрядными организациями.
Для справки:
Дорожная одежда – это многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая её на грунт. Включает в себя слои покрытия из асфальто- или цементобетона, слои основания и рабочую зону грунта земляного полотна.