Индустриализация страны и, в частности, строительство "Ростсельмаша" требовала организационных мер для обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в области сельскохозяйственного машиностроения. В связи с этим история Донского государственного технического университета неотделима от истории становления и развития промышленности на Юге России. Начало деятельности ДГТУ было положено 14 мая 1930 г., когда на базе механического факультета Донского политехнического института (ДПИ), ныне Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) был организован институт сельскохозяйственного машиностроения с передачей его в ведение Союзсельмаша. Первое название института Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения (СКИСХМ) подчеркивало не столько его расположение, сколько региональную направленность его деятельности. Материальная база СКИСХМа и его научно-педагогические кадры организовывались на базе специальности сельскохозяйственного машиностроения механического факультета ДПИ[2] и в 1930 году составляли две кафедры "Сельскохозяйственные машины" и "Технология металлов", 5 кабинетов: сельхозмашин, подъемно-транспортных машин, деталей машин, чертежный и модельный, а также механические мастерские, станция испытаний сельскохозяйственных машин, научно- исследовательское бюро по стандартизации сельскохозяйственных машин и библиотека. Штат преподавателей СКИСХМа был определен в количестве 12 человек, число студентов II - V курсов 217.
С момента организации и по настоящее время Вуз развивается как образовательное учреждение, с высоким уровнем подготовки специалистов, в том числе и уровнем проводимых научных исследований. Поэтому научная работа в истории ДГТУ всегда рассматривалась с одной стороны как важнейшая компонента учебно-воспитательного процесса, а с другой, как необходимое условие для обеспечения тесной связи науки и производства. Тематика развернутых в СКИСХМе научных исследований формировалась на базе теснейших связей ученых и преподавателей Вуза с работниками флагмана отечественного сельхозмашиностроения завода "Ростсельмаш», так как в ноябре 1930 года было принято решение о целесообразности размещения СКИСХМа в г. Ростове-на-Дону, фактически на территории "Ростсельмаша". Совместными усилиями директора "Сельмашстроя" Н.П. Глебова-Авилова и директора СКИСХМа Л.Б. Суницы удалось решить вопрос о выделении средств на строительство учебного корпуса и общежития на территории, прилегающей к заводу "Ростсельмаш" и в кратчайшие сроки обеспечить выполнение большого объема строительно-монтажных работ при активном участии коллектива института.
1 октября 1932 года было завершено перебазирование СКИСХМа в г. Ростов-на-Дону и 1932-1933 учебный год был начат в новом пятиэтажном корпусе Вуза
Начало научной деятельности Вуза положено в созданном в структуре СКИСХМа научно- конструкторском бюро (НКБ), где работал коллектив молодых инженеров выпускников ДПИ и СКИСХМа 1929-1930г.г. выпуска и студенты старших курсов института. Руководили НКБ профессор Ган В.Ю. и Крутиков Н.П. Из наиболее заметных разработок НКБ необходимо выделить разработки конструкций первых советских тракторных плугов ТП-3-30 и ТП-4-30, а также совершенствование, применительно к производству на "Ростсельмаше", конструкций культиваторов, сеялок, сноповязалок и других сельскохозяйственных машин.
В 1931 году на базе НКБ СКИСХМа был организован Северо-Кавказский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института сельхозмашиностроения (ВИСХОМ), директором которого был назначен выпускник СКИСХМа Исаенко А.А., а научным руководителем Крутиков Н.П. Разработка отечественного зерноуборочного комбайна "Сталинец" удостоенного в 1937 году Гран-при на Международной промышленной выставке в Париже и организация его серийного производства на "Ростсельмаше" одна из наиболее ярких страниц в деятельности СКИСХМа, НКБ и Северо-Кавказского филиала ВИСХОМ.
Совершенствование производства сельскохозяйственной техники связывалось в те годы, прежде всего, с повышением производительности металлообрабатывающего оборудования и обеспечения необходимой надежности и долговечности сельскохозяйственных машин. Наиболее заметные разработки в этом направлении были достигнуты в области внедрения на заводе "Ростсельмаш" скоростного резания металлов и в области исследования трения и износа металлов. Касаясь исследования трения и износа необходимо отметить, что это были первые научные исследования в регионе в области трибологии, начатые профессором Н.Н. Дъяковым (1883-1951 г.г.) и продолженные доцентом Лифшицем Я.Г. (1899-1982 г.г.) в специализированной лаборатории трения. Из стен этой лаборатории вышла первая монография трибологической направленности и первый в России справочник коэффициентов трения.
Так в 1947 году доцент РИСХМа Попов И.Ф. в составе творческого коллектива с инженерами завода "Ростсельмаш" был удостоен государственной (Сталинской) премии за разработку конструкции и
организацию серийного производства одно из лучших в то время в мире, зерноуборочного комбайна "Сталинец-6", а профессором Крутиковым Н.П. разработана конструкция комбайна для уборки кукурузы и подсолнечника.
Одновременно с этими, традиционными для РИСХМа, работами появляются новые направления НИР, такие как обработка металлов давлением, сварочное производство, технология машиностроения. Непременным условием проведения НИР в те годы в институте считалась взаимосвязь науки и производства. Опыт взаимодействия РИСХМа с заводом "Ростсельмаш", как пример плодотворного и эффективного сотрудничества учебного Вуза и производства широко освещался в центральной печати и был рекомендован для широкого использования в стране.
Итогом такого сотрудничества РИСХМа и «Ростсельмаша», в частности, стала программа "Улучшение технологии производства и конструкций сельхозмашин завода «Ростсельмаш», в рамках которой были объединены все научные работы, выполняемые в институте.
В 1959 году на базе РИСХМа и "Ростсельмаша" был организован один из первых в СССР завод- ВТУЗ, впоследствии ставший самостоятельным вузом (1984 г.) - Ростовская государственная академия сельхозмашиностроения.
В 1991 г. филиал втуза при заводе «Ростсельмаш» на основании распоряжения Совмина РСФСР преобразован в Ростовский институт автоматизации и технологии машиностроения, который через 4 года переименован в Ростовскую-на-Дону государственную академию сельскохозяйственного машиностроения. В 2009 году, в связи с реорганизацией ДГТУ она вошла в структуру вуза как Институт энергетики и машиностроения ДГТУ. Структуру технического университета пополнили 4 направления подготовки:
«Агроинженерия», «Энергетика и системы коммуникаций», «Управление и предпринимательство»,
«Нефтегазопромышленный».
3 ноября 2018г. в Донском государственном техническом университете была создана базовая кафедра «Проектирование и производство сельскохозяйственной техники», которая входит в состав факультета «Агропромышленный». Новое структурное подразделение ДГТУ создано с целью адресной подготовки специалистов по согласованным с ООО «КЗ «Ростсельмаш» профессиональным образовательным программам.