8 800100-19-30
Назад
Назад
Назад
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
16 января
Культурно- просветительский проект Культурная среда «Старый новый год: история и традиции»
Старый Новый Год — это праздник, который отмечают в ночь с 13 на 14 января. Как и первое января он знаменует начало нового года, а приставка «старый» не случайна.

Вопреки расхожему мнению, традиция отмечать старый Новый год существует не только в нашей стране. Подобные праздники есть в странах бывшего СССР, а также в Греции, Сербии, Черногории, Алжире, Тунисе и многих других странах. Во всех государствах появление необычной даты связано с переходами на разные календари, но в каждой стране существуют свои традиции. В немецкоязычных регионах Швейцарии, например, 13 января отмечают старый День святого Сильвестра, наряжаются в маскарадные костюмы и поздравляют друг друга с Новым годом. В Македонии в Новый год по старому календарю устраивают карнавалы. Аналог нашего праздника есть в Уэльсе — фестиваль Хен Галан. Он тоже означает наступление Нового года по юлианскому календарю, и в этот день дети могут «колядовать» — ходить по домам и получать сладкие подарки.

Вевчанский карнавал

Ежегодно фестиваль в Македонии, приуроченный к Старому Новому году, собирает сотни туристов

Карнавал проходит ежегодно 13 и 14 января в деревне Вевчани в Македонии. Это один из старейших обрядов на Балканах, который приурочен к проводам и встрече Нового года по юлианскому стилю. Культурное мероприятие совмещает в себе не только древние языческие ритуалы, но и торжества в честь святого Василия Великого. Праздник проходит шумно и ярко. Жители деревни облачаются в костюмы и маски, имитирующие мифические персонажи, и исполняют традиционную музыку. Участники мероприятия, у которых нет инструментов, просто гремят любыми подручными средствами: колокольчиками, кастрюлями, сковородками и ведрами. Согласно верованиям все это позволяет отгонять злых духов и привлечь удачу в новом году.

«Колядные цари»

Существует поверье, что в доме, который навестили «цари», весь год будет достаток и богатство

Так называет праздничное мероприятие, которое проводится ежегодно в Старый Новый год в селе Семежево в Белоруссии. По традиции, в обряде участвуют мужчины — «колядные цари». У каждого своя роль: лекарь, солдат, музыкант и т.д. Они посещают дома преимущественно незамужних девушек, чтобы получить добрые пожелания и награды. Процессия длится всю ночь под свет факелов. В 2009 году этот старинный обряд встречи Нового года по юлианскому календарю включили в список нематериального наследия культуры ЮНЭСКО [2].

Праздник Йеннайер

Йеннайер (Yennayer) — это первый месяц нового года по берберскому календарю. Его первый день соответствует первому дню января по юлианскому календарю (14 января по григорианскому). Торжества начинаются заранее,12 января, и длятся три дня. Берберы отмечают Йеннайер в Марокко, Ливии, Тунисе и некоторых частях Египта. В Алжире этот день признан национальным праздником [3].

Празднование Йеннайера сопровождается традиционной едой, музыкой и танцами. Центральное место на столе занимает кускус, в который заранее кладут косточку финика или миндаля. Тот человек, которому она достанется, считается «благословенным» в течение всего года. В это день также принято делиться угощениями с бедняками. Для этого на улице оставляют праздничный паек и ложку.

Торжества Мали Божич

Сербия одна из немногих стран на постсоветском пространстве, где Старый Новый год отмечают с размахом — на улицах гремят салюты, а люди гуляют всю ночь. Мали Божич — в переводе с сербского означает маленькое Рождество. Поскольку Старый Новый год по новому стилю наступает через неделю после православного Рождества, то некоторые из ритуалов повторяются и в этот день. Например, колядки и сжигание остатков йольского дерева (аналог современной елки). Одна из сербских традиций на Старый Новый год — приготовление ритуального сладкого хлеба. Он предназначен для первого приема пищи в новом году, чтобы предстоящие 12 месяцев были такими же сладкими. В центр хлеба иногда вкладывают маленькие шарики из теста — по одному на каждого члена семьи [4].

В России старый Новый год по статистике отмечают около половины населения страны, собираясь за праздничным столом. А целый ряд музеев и культурных организаций посвящает празднику тематические выставки.

Приметы на Старый Новый год

Как и у основного Нового года, у старого, также есть свои приметы. В большинстве своем они мало отличаются от того, что принято делать в ночь на первое января, но некоторые особенности все же есть. Вот некоторые из них.

·        Известная поговорка «как Новый год встретишь, так его и проведешь» актуальна и для этого дня. Поэтому в ночь встречи Старого Нового года также принято накрывать стол, носить красивую одежду и быть в хорошем настроении. Особенно в почете блюда из свинины, поскольку Василий Великий, почитаемый православными христианами, покровительствовал не только земледельцы, но свиноводам.

·        Накануне праздника в доме наводят порядок, но не в сам день торжества — иначе можно «вымести» удачу вместе с мусором. Также в этот день не стоит давать деньги в долг или брать взаймы.

·        Женщинам, ждущим замужество, лучше встречать праздник в компании, где есть мужчины. Считается, что так девушка сможет избежать одиночества в предстоящем году.

·        Поскольку Старый Новый год в древности был неразрывно связан с началом нового сельскохозяйственного периода, особое внимание уделялось погодным приметам. Например, ясная и звездная ночь сулила богатый урожай, а южный ветер — жаркий и хороший год.

Ну а наша, южная традиция, это конечно вареники с сюрпризами.

Как утверждают краеведы, гадание на варениках — традиция жителей юга России По одной из версий, прятать сюрпризы в вареники[1] придумали казаки. Старый Новый год, в отличие от нового, — праздник теплый и несуетливый, продлевающий рождественское веселье. В большинстве регионов России такого обычая нет и не было. Откуда же это появилось в наших краях?

Краеведческих источников здесь совсем немного, но при этом точно известно, что традиция существовала как минимум с XIX века. Корни здесь точно такие, как у всех святочных гаданий, характерных для славян: конец Рождественского поста как повод для застолий, гуляний, знаменитой колядки. Это время, когда, согласно народным преданиям, границы между старым и новым, порядком и хаосом размыты. Этот переход от старого к новому — период безвременья.

Так и в сочельник повелась традиция - вареники лепить. Ведь после рождественского поста можно и наесться досыта. В ночь с 13-го на 14-е января, с появлением первой звёзды, дети ходили по дворам и начинали щедровать: «Щедрик-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, кильце ковбаски...».

Начало года всегда связано с ожиданиями и желанием «загадать» следующий годовой цикл, отчасти заклясть его, «предсказать себе» успех и удачу, «запрограммироваться», если хотите, на них, поэтому любое блюдо на праздничном столе неслучайно. Вареники были довольно распространены на территории Руси — с дохристианских времен, и это не повседневное блюдо ввиду своей трудоемкости, а обрядовое — их подавали на свадьбах, поминках, на Масленицу. Обычай делать вареники на большие праздники идет еще со времен язычества. Религии множества богов, которая довольно долго проповедовалась на нашей территории. Вареник несет в себе и энергию Солнца, и энергию Луны. Солнца, потому что начинку кладут в круг из теста, а Луны - потому что после окончания приготовления по форме вареник напоминает Луну. Однако со временем языческое значение и апелляция к лунному циклу для вареников трансформировались в обрядовое блюдо начала нового года.

Для казаков вареники были не просто лакомством. Издревле их вообще считали сакральным блюдом и обязательно лепили по особым случаям: на свадьбы, похороны и рождение ребёнка. По словам старшего научного сотрудника Старочеркасского музея-заповедника, автора книги «Быт, обы­чаи, обряды, праздники донских казаков XVII - начала XX в.в.» Галины Астапенко, с уверенностью можно сказать, что уже в XIX веке традиция гадать на варениках в здешних местах существовала. Вообще, гуляли с Рождества, которое считалось, наряду с Пасхой, главным праздником в году, до Крещения. Поскольку до 7 января православный люд постился, то уж на Святки объедались, как следует, - говорит Галина. - Причём, каждая хозяйка старалась перещеголять соседку и составляла праздничное меню заранее. И в Сочельник казачьи хутора, сёла и станицы укутывал дымок с ароматом сдобы, томившейся в печи, узвара - компота из сухофруктов, кутьи и вареников, которые лепили загодя. Всех угощали досыта, не жалея подарков, так как считалось, что таким образом задабривали саму судьбу. Ведь время-то считалось непростым...

Якобы в эти дни творился настоящий разгул нечистой силы. Люди верили, что Бог, празднуя рождение сына, позволял даже бесам разделить с ним этот праздник и разрешал им погулять на земле. Те, конечно, время даром не теряли. Ведьмы на пару с чертями крали с неба месяц и звёзды, и вообще всячески пакостили людям. Но, в то же время, могли подсобить и в таком нечистом деле, как гадание и приоткрыть завесу будущего на год. Страх у крещёных и суеверных казаков уступал место любопытству и желанию узнать, что же случится в ближайшие месяцы. Отсюда и ряд гаданий, в том числе и на варениках, которые лепили специально для этого дела с сюрпризами и отваривали на ужин с 13-го на 14 января.

Рождество испокон веков почиталось казаками, как время очищения, обновления и благословения. Этот праздник стал народным задолго до введённого Петром I Нового года в день 1 января. В 17 веке Новолетие отмечали 1 сентября, но особого внимания этому дню не уделялось. Привычные нам пышные новогодние празднества и карнавалы утвердились на Дону уже в 19 веке. А до того Святки в целом представляли собой переплетение языческих и христианских верований с военными казачьими традициями.

После праздничной церковной службы казаки наряжались в шкуры животных и ходили с шестиконечной звездой по хуторским дворам с песнями. Исполнителей щедровок и колядок угощали рождественским варевом - кутьей, щедро одаривая другими подношениями. Рождественский стол считался самым главным из зимних и состоял из гусей, индейки, барашка, кабана, холодца, колбасы, пирогов с разнообразными начинками, что должно было олицетворять достаток и дальнейшее благополучие.

Святочные традиции на Дону в казачьей культуре во многом сплетались с воинской службой – парады, состязания и даже панихиды. Цикл новогодних празднеств включал в себя также выборы атамана и все связанные с этим торжества. Почитали казаки и привычные рождественские традиции – колядование, посевание, кутья. По казачьим дворам ходили почетные граждане - старики во главе с атаманом. Принять такую статусную компанию в своем доме считалось за честь. Имели место и так называемые бесчинства, в которых участвовала молодежь. Несмотря на форму, этот обычай имел глубокий смысл. Новый год воспринимался символичным рубежом, концом старого мира и его новым рождением, восстановившимся из хаоса. Так вот бесчинства в виде шуточных театрализованных сценок инициировались ряженой молодежью, которая со стороны вела себя крайне разнузданно. Молодые люди крали домашнюю утварь, переворачивали телеги, перегораживая дороги, и даже могли затащить на крышу дома лодку или забить тряпкой трубу, чтобы дым пошел в хату.

Исследователи видят в этом отражение древних представлений, когда считалось, что в новолетие наступал хаос, разгуливалась нечистая сила, выходили из могил покойники. И все знали, что гнать и обижать их нельзя, а наоборот стоит утихомирить и угостить, чтобы вокруг скорее воцарилась гармония. Новогодних елок донские казаки не наряжали. Эта традиция хоть и пришла на Русь при Петре I, но долгое время считалась столичным дворянским удовольствием. До провинции нарядная елка добралась лишь перед самой революцией.

До сегодня из старинных традиций дошли щедрование, колядование и раздача кутьи из цельнозерновой пшеницы, заправленной узваром. Разница лишь в том, что раньше принесшего в дом кутью обязательно ждал щедрый хозяйский подарок. Утро Нового года ряженые начинали с колядок – «посевали»: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю». Причём колядовали исключительно мужчины, что мы и сегодня знаем, как залог удачи в будущем году. Веселились колядующие от души. Большие мужские компании обменивались пожеланиями счастья со случайными прохожими и могли себе позволить заходить в каждый дом. Примерно с середины прошлого столетия эта традиция стала умирать, по крайней мере в больших городах. В крупных поселениях, где не каждый знал собственного соседа, праздничная беспечность могла обернуться большими неприятностями, когда в дом попросту впускали преступников. И тем не менее, давняя добрая традиция и сегодня поддерживается народом в сельской местности.

Вообще, к Святкам, длившимся до Крещения, донские казаки готовились загодя. Девицы шили нарядные платья, мастерили для мужчин костюмы и маски. Праздничная неделя между Рождеством и Крещением Господним наполнялась поистине магическим смыслом. Казаки верили, что жизнь в эти дни замедляется, переписывая заново странички будущего. Отсюда и традиционные святочные гадания, и рождественские предсказания. Одной из такого рода забав на Дону были вареники с сюрпризами. Почитаемое казаками мучное блюдо, щедро умасленное сливками, готовилось с разными начинками. Кому попадался вареник с мукой, мог ждать в новом году богатой жизнь, но тяжёлой, вареник с солью обещал несладкую перспективу, пустой – напрасные старания, а с монетой – счастливое и долгое существование.

Конечно, нам всем хочется заглянуть в будущее, особенно хочется увидеть там что-то хорошее и радостное, поэтому, давайте ждать и верить в чудо, оно вот-вот произойдет.

 

Материал подготовила к.ф.н. Панфилова Э.А.




[1]  славянская интерпретация турецкого блюда дюшбара

 




Последние новости