8 800100-19-30
Назад
Назад
Назад
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
13 мая 2019
Вадим Беспалов: реализация проекта по реабилитации реки Темерник зависит, прежде всего, от самих жителей
В Ростове-на-Дону продолжается реализация масштабного экологического проекта по реабилитации реки Темерник и созданию вдоль нее экопарка. Активными участниками мероприятий, проходящих в рамках проекта, стали сотрудники и студенты кафедры «Инженерная защита окружающей среды» ДГТУ. В беседе с корреспондентом информационной службы заведующий кафедрой профессор Вадим Беспалов рассказал о том, что его коллеги и студенты сделали и делают для реки Темерник, а также о работе кафедры для всего города.

Мой первый вопрос в этом интервью звучал примерно так: «Можно ли говорить, что ваша кафедра занимается экологией в городе?». На что Вадим Игоревич возразил: «Правильно говорить экологическая ситуация».

- Экология – это наука, поэтому в городе ее быть не может, хорошей или плохой она также быть не может. К сожалению, неточное словоупотребление успело закрепиться. На разных уровнях сегодня говорят – экология плохая. Ведь физика или математика плохой или хорошей быть не может. Так же и экология. В городе может быть экологическая обстановка, ситуация. Со студентами на первых занятиях приходится начинать с азов, чтобы дальше говорить корректно и называть вещи своими именами.

- Расскажите подробней, чем занимается кафедра «Инженерная защита окружающей среды».

- Я бы сказал так: уже более 35 лет наша кафедра изучает экологическую обстановку в различных городах, в том числе в Ростове-на-Дону. Решаем самые разные проблемы, связанные с охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности в городе и в стране. Но основное направление – изучение качества воздушной среды в Ростове-на-Дону.

Приведу некоторые примеры нашей научно-исследовательской работы для города.

2006 год – выполняли целевую экологическую программу по охране воздушного бассейна Ростова-на-Дону. Основная цель – составить комплексный план экологических мероприятий по группам на 5 лет, с 2009 до 2014 года. Тогда это была отдаленная перспектива. Провели огромную работу: выполнили анализ ситуации воздушного бассейна Ростова, оценили возможные перспективы загрязнения города с учетом роста количества автотранспортных средств, переноса или выноса промышленных предприятий за территорию города – словом, был осуществлен комплексный анализ. Разработали в итоге массивную программу, в которую были включены и архитектурно-планировочные элементы, и развитие дорожно-транспортной сети. Учли все вопросы, которые хоть как-то затрагивали состояние воздуха в Ростове-на-Дону. Программа реализована частично, но определенного эффекта удалось добиться.

2009 год – выполняли целевую программу по обеспечению акустического комфорта в Ростове-на-Дону. По структуре эта программа была примерно такой же, как и по охране воздушного бассейна, и также включала наши разработки по снижению шума на тех участках города, где присутствуют источники шума. Программа была частично внедрена.

- Поскольку, как мы выяснили, ваша кафедра специализируется на проектах, связанных с воздухом, не могу не спросить, как Вы оцениваете экологическое состояние воздушного бассейна в нашем городе.

- На сегодняшний день основным источником загрязнения воздуха в Ростове-на-Дону продолжает оставаться автотранспорт. И это несмотря на то, что внедряются более современные двигатели внутреннего сгорания, более экологичные виды топлива. Увы, массовость автопарка перекрывает все эти тенденции. И сегодня говорить о том, что состояние воздушного бассейна города близко к идеальному, нельзя. В этом плане работы очень много. Для специалистов нашей кафедры она весьма интересна.

Сейчас возникает много проблем с переводом различных производств, автомобилей на газ. Самих выбросов не видно, но это не значит, что их нет. Могу привести простой пример: ежегодно от 2-й ТЭЦ на Западном жилом массиве из трубы ежечасно выводится около 120 тысяч кубометров дымовых газов. Умножим это на количество часов и дней – получим колоссальную цифру за год. Но почему-то на это мало кто обращает внимание. Обращали, когда ТЭЦ работала на твердом топливе – угле, валил черный дым, оседала сажа. Сейчас работу ТЭЦ перевели на газ и считают, что проблема решена. Никто не принимает в расчет, что при сжигании газа выделяются канцерогенные вещества, которые могут вызывать серьезные заболевания. В этом проблема. Та же история с переводом автотранспортных средств на газ: выбросов меньше, но они чрезвычайно опасные, способны вызывать страшные болезни, прежде всего онкологию.

- Студенты и преподаватели вашей кафедры – активные участники различных экологических акций, рейдов, проектов. Расскажите об этом.

- С момента образования кафедры все студенты участвуют в научно-исследовательской работе, буквально с первого курса. Никого при этом не заставляем. С первого сентября рассказываем о традициях кафедры и предлагаем подключиться к работе. Радует то, что приходит молодежь, которой интересно заниматься наукой, исследованиями.

В 2013 году мы организовали студенческую экологическую службу, в которую вовлечены учащиеся разных курсов. Магистранты выполняют в этой службе роль наставников. В зависимости от того, какие задачи стоят перед кафедрой, если есть необходимость и позволяет уровень проблемы или степень сложности вопроса, мы привлекаем студентов.

- Знаем, что Вы, Ваши коллеги и студенты активно включены в работу проекта «Реабилитация реки Темерник».

- На моей памяти этот вопрос поднимался лет 35 назад. Помню, когда был ребенком, Темерник был чистейшей рекой, в которой купались и ловили рыбу. Потом стали отмечать начало ее загрязнения – заиливание, рост камыша и другой прибрежной растительности. Организовалась инициативная группа, которая старалась привлечь внимание власти и общественности к проблеме. К сожалению, процесс возрождения реки шел гораздо медленней, чем процесс засорения.

Я рад, что сегодня движение по реабилитации Темерника возродилось, прежде всего, это заслуга автономной некоммерческой организации «Темерник». Естественно, наша кафедра активно включилась в работу. С 2017 года студенты и коллектив кафедры участвуют во многих мероприятиях по очистке русла, выявлению несанкционированных свалок в водоохранной зоне, источников несанкционированных сбросов сточных вод. Проделана титаническая работа. Полученные данные постоянно передаем в администрацию города, Торгово-промышленную палату Ростовской области, инициативной группе.

С 2017 года коллектив нашей кафедры трижды картировал территорию, по которой проходит река Темерник. А это ни много ни мало 19 км с севера на юг. Наши ребята проходили русло с двух сторон – и по правому, и по левому берегу. Прочесывая берега, студенты составляли первую карту с координатами мест несанкционированных свалок. Чуть позже появилась вторая карта несанкционированных источников сброса сточных вод, а такие места очень сложно выявить. Третью карту сделали совсем недавно, в этом году: перед субботником администрация города и инициативная группа обратились к нам с просьбой выявить места запруд на поверхности реки, образованных по разным причинам.

- В 2017 году вы представили алгоритм работ по реабилитации реки. Он включает в себя несколько этапов: формирование общественного мнения о необходимости и важности проекта, выполнение научно-исследовательских работ, проектирования и эксплуатации линейной экопарковой зоны Темерника.

- Этот алгоритм – итог работы всего коллектива кафедры «Инженерная защита окружающей среды». Презентовали его на конференции в 2017 году, посвященной вопросам реабилитации реки Темерник. В предложенном алгоритме мы постарались отразить этапность научных исследований. Я постарался убедить слушателей, которым представлял итоговый доклад, что на первом месте любого проекта должно стоять научное обоснование. В последнее время, к сожалению, сложилась тенденция разработки проекта, строительства, а потом и эксплуатации любого объекта без опоры на предварительное научное обоснование. Проводят частичные предварительные изыскания, да, но никто не рассматривает вопрос с экологической точки зрения.

В чем сила любой науки? Она дает в руки объективные аргументы, против которых не пойдешь. Наш случай не исключение. Алгоритм реабилитации реки Темерник объединяет план действий с научным обоснованием – коротко говоря, описывает, что должно быть выполнено и каких результатов мы от этого ожидаем. Если этот подход детализировать, то фактически получится полномасштабный проект реабилитации реки и создания экопарка.

- От чего зависит реализация этого проекта?

- Необходимо произвести весь комплекс работ по защите окружающей среды в водоохранной зоне реки Темерник. Это и защита воздушного бассейна в береговой зоне – все, что связано с воздухом, который в той или иной мере может загрязняться в береговой зоне. Это и защита почвы и растительности, благоустройство прибрежной территории.

Конечно, постоянно должна вестись разъяснительная работа с населением, что и делает инициативная группа в лице АНО «Темерник». Жители должны быть заинтересованы в создании экопарка Темерник.

- Главный источник загрязнения – сами ростовчане, которые живут в прибрежной зоне?

- Верно. Беда в менталитете людей. Предположим, твой дом расположен в прибрежной зоне реки Темерник, до границы реки метров 50. Вдруг сломался, к примеру, холодильник. Варианты: позвонить в компанию по вывозу бытовых отходов, договориться, заплатить и вывезти. Второй вариант – попросить друзей, у которых есть грузовик, вывезти холодильник – это уже чревато образованием несанкционированных свалок. Третий вариант – ночью выбросить его в реку. Кто какой выберет – вопрос. Но судя по состоянию прибрежной зоны Темерника, многие выбирают третий вариант.

Пример другой страны – Германии. Часто бываю в городе Эрфурте. В центре города протекает речушка размером с Темерник, может быть, даже меньше. Но как они следят за ней, как трясутся над ней! Это ответственное отношение к реке, к городу, в котором живешь.

- По Вашей оценке, за какой срок можно провести реабилитационные работы на Темернике?

- Боюсь предполагать. На моей памяти было столько попыток, какие-то длились год-полтора. Но теперь есть, кому подстегивать работы – имею в виду инициативную группу по реабилитации реки. Хочется дожить до момента, когда я возьму велосипед и проедусь по велодорожке, проходящей вдоль Темерника.

Последние новости