8 800100-19-30
Назад
Назад
Назад
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
14 июля 2020
Эксперты: «Каршеринг позволяет сократить транспортные потоки в городе»
В мае стало известно, что московская компания «Каршеринг Руссия» (бренд «Делимобиль») приостанавливает свою деятельность в Ростове-на-Дону. Таким образом, в донской столице осталось лишь два действующих оператора. Заведующий кафедрой «Организация перевозок и дорожного движения» ДГТУ Владимир Зырянов и главный редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов уверены, что сервис каршеринга необходим для мегаполисов, так как он позволяет сократить транспортные потоки в городе. В интервью корреспонденту информационной службы ДГТУ эксперты в сфере организации дорожного движения рассказали, на что необходимо делать упор при развитии этого сервиса и почему каршеринг пока не пользуется популярностью у ростовчан.

- По вашему мнению, каршеринг – это замена такси или личному автомобилю? И почему его необходимо развивать в крупных городах?

Владимир Зырянов: Каршеринг – это промежуточная ступень между такси и личным транспортом. При эффективной организации бизнеса один автомобиль в системе каршеринга может заменить от 8 до 15 индивидуальных транспортных средств. Концепция каршеринга встроена в систему по обеспечению мобильности в городах, Mobility-as-a-Service (MaaS). Суть MaaS как раз заключается в том, чтобы поместить пользователя в центр транспортных услуг и предложить ему персонализированный способ передвижения с учетом индивидуальных потребностей. В основе этой системы лежит коллективное использование транспорта.

Михаил Кругликов: Если рассматривать цепочку участников дорожного движения, то во главе ее стоит пешеход, далее – велосипедисты и пользователи электросамокатов, общественный транспорт, затем следует такси и каршеринг, завершает эту цепочку личный транспорт. Этот сервис позволяет сократить транспортные потоки в городе, однако не столь эффективно, как хорошо организованный общественный транспорт.

- Что необходимо для развития каршеринговой компании? Только ли машины?

В.З.: Для каршеринга самое главное не автомобили, а информационное обеспечение. В этом сервисе все завязано на специальные программные комплексы. Оператор должен дистанционно полностью контролировать автомобиль: уровень топлива, зарядку аккумулятора, техническое состояние, где находится автомобиль, пристегнут ли пользователь. Если этого контроля не будет, то ясно, что автомобиль долго не прослужит. Важна информационная защита компании для контроля за недобросовестными пользователями, которые могут брать автомобиль под ложными аккаунтами.

Задача оператора – не дать автомобилю простаивать, нужно обеспечить его максимальную загрузку. Контроль за машиной необходим не только во время вождения, но и в период простоя. К примеру, автомобиль оставили в какой-то точке, вы смотрите, что он уже сутки стоит без спроса, значит, его нужно перегнать в ту точку, где появится спрос.

- Эксперты выделяют Москву как идеальный пример развития каршеринга. Почему столице удалось так хорошо и быстро организовать работу этого сервиса?

В.З.: Построить в этой сфере бизнес эффективно можно, прежде всего, опираясь на опыт других городов. Система каршеринга имеет большую историю, фактически отрицательного опыта по развитию сервиса нигде нет, в противном случае каршеринг не обрел бы такую популярность в мире. Раньше было принято думать, что такой сервис, как коллективное пользование автомобилем, ближе иностранцам, но на примере Москвы мы видим, что это совершенно не так, что и в наших условиях каршеринг очень эффективен. Москва за три года достигла такого же уровня развития каршеринга, к которому столичные европейские города шли 10-15 лет.

Большим стимулом в развитии сервиса стала поддержка правительства Москвы. Столица ввела очень жесткие меры по парковочному пространству, при этом автомобили каршеринга пользуются льготами по парковке. Фактически пользователь за парковку не платит, за него это делает компания. Конечно, часть стоимости входит в тариф проката автомобиля, но это все равно дешевле, чем ездить по центру города на личном автомобиле.

М.К.: Недавно из Ростова ушел «Делимобиль». Свое решение они объясняли тем, что компания владеет небольшим количеством автомобилей. В Ростове пользователям было неудобно, так как транспорт находился далеко и до него нужно было долго добираться. Так что каршеринговой компании необходимо иметь достаточное количество машин, чтобы удовлетворить спрос потребителей. В Москве автопарк каршеринга значительно обширней, чем в Ростове.

В.З.: Когда автомобилей мало, они находятся вне зоны доступности пользователя. По московским меркам автомобиль должен находиться не далее чем в 20 минутах от заказчика. Мало автомобилей, они становятся недоступными – и сервис теряет привлекательность. В связи с чем доходы оператора каршеринга падают, и ему становится невыгодно вести бизнес. Очевидно, что на первой стадии оператору, владельцу каршеринговой компании, придется пойти на какие-то убытки – насытить город автомобилями, это позволит приручить пользователей, и уже тогда эта система заработает.

- Вы отметили, что власти Москвы поддерживают развитие каршеринга, по вашему мнению, должно ли региональное правительство или администрация города как-то стимулировать развитие этого сервиса?

В.З.: Прямой поддержки, каких-то субсидий от власти быть не должно, так как каршеринг – это частный бизнес. А вот косвенная поддержка должна присутствовать, это касается, прежде всего, инфраструктурных вопросов. К примеру, администрация города может предоставлять скидки на парковочное пространство.

М.К.: Скидки на парковочное пространство и, возможно, какие-то налоговые послабления для компаний. Но этот вопрос нужно просчитывать. При этом необходимо иметь в виду, что на первом месте все-таки должен быть городской общественный транспорт. Важно, чтобы не получилось так, что каршеринг в какой-то момент начал бы его вытеснять.

- Давайте подробней остановимся на развитии каршеринга в Ростове-на-Дону. Что сейчас происходит с сервисом в донской столице?

М.К.: «Делимобиль» ушел, на ростовском рынке остались BestCar и Bi-Bi.Car. Причем BestCar – это местный игрок. Сейчас в Ростове сервис на спаде, в частности, компании подкосила пандемия: пользователи настороженно относятся ко всему общественному, не у всех есть уверенность, что в автомобилях, на которых ездил кто-то еще, будет проведена дезинфекция.

Одна из гипотез слабого развития каршеринга в Ростове – низкая стоимость поездки на такси. Поскольку в нашем городе цена поездки на такси – динамическая, иногда бывает достаточно высокая, все зависит от времени суток и дня недели, но зачастую проехать с одного конца города в другой стоит меньше, чем воспользоваться каршерингом. Также люди делают свой выбор в пользу такси из-за того, что не нужно ехать за рулем.

В.З.: Как я уже говорил, в Москве развитие сервиса каршеринга подстегнула ситуация с платными парковками. Если в Ростове парковочное пространство заработает в полной мере и будут строго отслеживаться нарушения, тогда для пользователей станет оптимальным использование сервиса каршеринга. К тому же в нашей стране такси шаг за шагом идет к цивилизованному таксомоторному обслуживанию, в конечно итоге, когда вся система заработает правильно, появится закон о такси, тогда, естественно, оплата поездки на этом виде транспорта будет совершенно другая.

За рубежом потребителям очевидно, что поездки на собственном авто стоят дороже, чем на каршеринговом. Рано или поздно такая же картина сложится и в Ростове.

- На ваш взгляд, сколько машин необходимо Ростову, чтобы покрыть спрос потребителей? И готовы ли горожане к коллективному пользованию автомобилем?

В.З.: С точки зрения зарубежного опыта, в городах, где наиболее эффективно выстроена работа каршеринга, целевой ориентир – один автомобиль каршеринга на 500 человек. Москва близка к этому показателю. Это идеальный показатель, при котором система работает как часы. Не надо забывать о психологическом факторе: людям нужно дать время привыкнуть к сервису. У любого нормального человека всегда будет какой-то страх: неизвестно, что брать, в каком состоянии.

М.К.: Возможно, спрос на каршеринг в Ростове увеличится, если разрешить передвигаться между городами. В каких-то регионах это точечно решено, к примеру, можно переезжать без остановок из Москвы в Тулу. Но, если разрешать передвижение на каршеринговом автомобиле из одного города в другой, компании уже нужно думать, как перегонять автомобиль обратно. К примеру, кто-то уехал в Азов, а там авто не будет пользоваться спросом – отсюда у компании простой и затраты на перевозку транспорта обратно.

Спрос зависит от предложения. Изначально спрос на каршеринг может быть и не очень велик, но его вполне можно развить. В частности, показав преимущества этого сервиса. Думаю, спрос будет ниже, чем в Москве, потому что у ростовчан есть тяга к личному транспорту. Возможно, это связано с нашим менталитетом: люди часто хотят владеть личным автомобилем. В Ростове-на-Дону системе каршеринга есть куда расти и задача предпринимателей, формирующих рынок, – сделать этот сервис привлекательным и эффективным.

Последние новости