- Елена Владимировна, расскажите, почему было решено создать подобную структуру именно в ДГТУ и в чем ее принципиальное отличие от профильных образовательных учреждений города?
- Региональное правительство поставило перед университетом сложную, амбициозную и чрезвычайно интересную задачу – начать реализацию программ магистратуры и бакалавриата в области культуры. Не секрет, что Ростов-на-Дону – один из немногих областных центров, не имеющих института культуры. Есть Ростовская консерватория – один из лучших региональных музыкальных вузов страны, ростовский филиал ВГИК, занимающийся подготовкой актеров и режиссеров. Но вуза, который готовил бы столь востребованных специалистов для учреждений социокультурного профиля – дворцов культуры, музеев, библиотек, концертных организаций, хореографических студий и т.д. – в области нет.
ДГТУ – один из самых динамично развивающихся вузов Юга России, и где как не здесь начинать развивать это направление. Тем более что подготовка специалистов в области культуры – заказ регионального правительства, который мы, как опорный вуз, как раз и призваны выполнять.
- Само название центра «Цифровая культура» предполагает иной подход к обучению, соединение разных дисциплин, внедрение в процесс преподавания новых передовых методов. Так ли это и в чем будет проявляться «цифровая» культура?
- Насколько я знаю, еще нигде в России цифровизация не поставлена во главу угла при подготовке работников социально-культурной сферы. Здесь мы – несомненные новаторы. Простор для внедрения самых передовых технологий в отрасль чрезвычайно широк. Как привлечь сегодня детей и молодежь в дома культуры, библиотеки, музеи, на концерты и спектакли? Нужны новые подходы, новые идеи, новые средства. Подрастающее поколение проводит большую часть жизни в виртуальном пространстве, играя в компьютерные игры, прыгая с сайта на сайт, переписываясь в соцсетях, читая не бумажные, а электронные книги. Один путь – отвлечь молодежь, сделав для них живой, реальный мир интересней. Второй – наполнить виртуальный мир чем-то действительно важным, содержательным, полезным. И третий – объединить оба эти мира.
Планируем начать подготовку руководителей любительских творческих коллективов, звукорежиссеров массовых представлений, специалистов в области фотоискусства, музейных работников, режиссеров театрализованных представлений и праздников – в любом из этих направлений без цифровых технологий сегодня никак.
- Другими словами, вы собираетесь готовить специалистов нового формата?
- Совершенно верно. Наша главная задача – выпустить такого специалиста – к примеру, руководителя Дворца культуры, который будет знать, как организовать не только работу хореографической студии, но и студии цифровой анимации или гейм-дизайна. Тогда мальчишки будут не играть в «стрелялки», а учиться программировать и рисовать, чтобы самим создавать мультфильмы и компьютерные игры.
Возможно, когда социокультурный работник будет уметь не только писать сценарии для мероприятий и праздников, но и знать, как сделать с помощью цифровых технологий эти праздники современными и интересными, тогда и ДК станет точкой притяжения для молодых не только на время проведения дискотек и праздничных мероприятий. Подобных примеров можно приводить много. В нашем центре «Цифровой культуры» междисциплинарный подход будет поставлен во главу угла.
- Кого вы планируете привлечь в качестве преподавателей, ведь потребуются специалисты разных профилей?
- В этом плане ДГТУ – лучшая площадка. Таких ресурсов для использования цифровых технологий в образовании нет, наверное, ни в одном другом ростовском вузе. В ДГТУ есть высококлассные специалисты в области IT-технологий, медиакоммуникаций и рекламы, дизайнеры, менеджеры, социологи, психологи. Есть замечательная материальная база, в том числе самый большой концертный зал Ростова с прекрасным оборудованием. Город издавна славится замечательными режиссерами, хореографами, музыкантами, актерами, продюсерами, журналистами. Надеюсь, нам удастся привлечь специалистов-практиков из Ростова и столицы. Залог качественного образования в области культуры – в органичном сочетании традиций и новаций. И задача центра в этой связи – нащупать пропорции нового и традиционного, объединить лучшие кадры и создать уникальное образовательное пространство.
Оставить внедрение медиатехнологий в образование на самотек, не использовать их целенаправленно и самым активным образом – значит готовить специалистов, которые уже сегодня никому не нужны. Отличие высшего образования от самообучения – в системности получаемых знаний. Мы надеемся начать обучение по программам бакалавриата и магистратуры в области культуры в самое ближайшее время. Кроме того, планируем предложить нашим будущим абитуриентам занятия в студиях и программы подготовительных курсов. Получить образование в области социокультурного проектирования в ДГТУ – значит стать уникальным и востребованным на многие годы вперед специалистом.
Справка:
Показанник Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза композиторов России. Окончила Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахманинова
Опыт работы:
1996-2017 гг. – РГК им. С. В. Рахманинова (должности ППС - от преподавателя до профессора, должности АУП – начальник рекламно-концертного отдела, декан Факультета дополнительного профессионального образования, последние 4 года - проректор по учебной работе),
2017-2018 гг. – проректор по учебно-методической деятельности Московского государственного института культуры (МГИК).