8 800100-19-30
Назад
Назад
Назад
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
5 декабря 2023
В ДГТУ рассчитали «формулу счастья» для студентов и педагогов
Фундаментальное исследование по поиску параметров, которые влияют на чувство собственного благополучия, провела команда молодых ученых Донского государственного технического университета.

В Донском государственном техническом университете завершились исследования по проекту «Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях». В числе испытуемых выступили студенты, представители научно-педагогического состава и административные работники разных уровней образования.

– Сегодня нам достаточно сложно повлиять на внешние факторы, от которых зависит уровень нашего благополучия. Но мы можем откорректировать собственную стратегию поведения и субъективное отношение к происходящему, – подчеркнула руководитель научного проекта, к.п.н. Екатерина Денисова. – В своем исследовании мы решили определить те качества и особенности деятельности человека, которые могут влиять на его психологическое благополучие, то есть на субъективную удовлетворенность собственной жизнью.

В основу масштабного научного проекта легли оценка и анализ не только личностных черт человека, но и его метакогнитивные (то есть осознанные и осмысленные) способности. Ученых ДГТУ интересовало, каким образом студент или педагог организует свой рабочий процесс, как анализирует текущие события жизни или каким образом относится к форсмажорным ситуациям – и насколько эти качества влияют на его субъективное ощущение благополучия.

Целью команды Екатерины Денисовой был поиск не столько «формулы счастья» в стенах университета, сколько сочетание факторов, напрямую связанных с продуктивностью труда и успешной адаптацией к новым условиям. Предыдущие исследования ученых-психологов ДГТУ доказали взаимосвязь субъективной удовлетворенности жизнью и уровня мотивационно-ценностной сферы человека. Например, это подтверждали результаты опросов студентов и педагогов во время вынужденной самоизоляции из-за COVID-19: ощущение неблагополучия у респондентов было напрямую связано со снижением мотивации к работе и учебе, сумбуром в организации занятий и зачетов, а также нарушением привычной обратной связи – то есть с факторами, напрямую не оказывающими влияния на уровень личного счастья.

В рамках нынешнего исследования ученые ДГТУ посредством анкетирования оценивали у испытуемых уровень их психологического благополучия – насколько они удовлетворены своей жизнью. А после сравнивали с предпочитаемыми ими стратегиями эмоциональной регуляции (см. справку) и оценкой собственных качеств по организации своей деятельности, работе с новой информацией, со склонностью к самопроверке и другими метакогитивными навыками.

По результатам опросов одним из наиболее разрушающих факторов, влияющих на ощущение собственного благополучия, независимо от статуса и возраста респондента, оказалось «самоедство» – склонность винить себя в стрессовых ситуациях, вместо того чтобы сделать соответствующие выводы из негативного опыта. Также ощущение неблагополучия у всех участников образовательного процесса вызывал нейротизм – склонность к тревожности, раздражительности или застенчивость.

«Формула счастья» в стенах университета сложилась из совершенно иных параметров. Так, научное исследование подтвердило выраженный поддерживающий эффект стратегии смещения фокуса на позитивные стороны в стрессовых ситуациях, то есть поиск положительного смысла произошедших событий (хотя бы в виде приобретения нового опыта). Также важными составляющими психологического благополучия стали экстраверсия – открытость внешнему миру, доброжелательность и готовность получать новые знания. Желаемый уровень благополучия у респондентов поддерживает высокая степень ответственности и самоорганизации, осмысленность своих действий и умение именно взаимодействовать с собственными эмоциями, а не заглушать их.

Примечательно, что результаты для всех групп респондентов – преподавателей, студентов, учебно-вспомогательного и административного персонала – были во многом схожи. Немногочисленные различия наблюдались у студентов и преподавателей, хотя некоторые из них исследователи объясняют разницей не столько характера деятельности, сколько возраста. Так, стратегии поведения студентов отличались более высоким типом рефлексии – интереса к своему внутреннему миру и меньшей метакогнитивной включенностью – уровнем контроля собственных же познавательных процессов.  А вот в плане регуляции эмоций студенты чаще всего скатывались в катастрофизацию ситуации и выбирали стратегию самообвинения при том, что они же чаще остальных пользуются стратегией перефокусировки и положительного пересмотра события.

–  Полученные результаты подтверждают многие общеизвестные постулаты образовательного процесса. Например, о необходимости самоорганизации педагоги твердят студентам с первых же дней обучения. Однако теперь эти позитивные стратегии подтверждены фундаментальным исследованием – научно доказанные факты, которые могут лечь в основу разработки технологий по поддержанию оптимального уровня психологического благополучия, а также социальных программ, направленных на повышение качества жизни студентов и научно-педагогического состава, – уточнили авторы научного исследования.

Результаты масштабного проекта ДГТУ могут быть использованы при решении задач профилактики выгорания и повышения благополучия студентов, преподавателей и других категорий работников сферы образования. На основе полученных в результате исследования выводов можно создавать тренинги по формированию когнитивных навыков и разработке стратегий успешной адаптации в изменяющихся общественно-политических и экономических условиях.

Исследования по проекту «Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях» за счет гранта Российского научного фонда.


Предикторы – параметры и показатели, на основе которых можно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации.

Метакогнитивный навык – умение определять цель и задачи мыслительной деятельности, планировать и анализировать процесс собственной познавательной деятельности, оценивать продукт или результат деятельности, а также степень эффективности реализованных моделей поведения.

Метакогнитивная включенность – отношение в процессе деятельности к ее уместности, перепроверка и дальнейшее планирование.

Стратегия когнитивной регуляции эмоций – способ регуляции и осмысления эмоций. Выделяются 9 основных стратегий: самообвинение, обвинение, перефокусировка на планирование, положительная перефокусировка, сосредоточение, позитивный пересмотр, помещение в перспективу, катастрофизация.
Последние новости