28 июля 2021
Международная группа биологов уточнила видовой состав двух родов многоножек – эндемиков Кавказа
Ученые Донского государственного технического университета совместно с коллегами из Института проблем экологии и эволюции РАН и Белградского университета (Сербия) уточнили видовой состав многоножек родов Amblyiulus и Syrioiulus, дополнив его двумя новыми видами. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале ZooKeys.

Представители двух исследуемых родов двупарноногих многоножек имеют множество сходных признаков, отличаясь лишь строением полового аппарата самцов. В ходе исследования российские и сербские биологи изучили известные виды и описали два новых, по одному в каждом роде: Amblyiulus hirtus и Syrioiulus armeniacus. Оба найденных и описанных вида – эндемики Кавказа.

Долгое время видовой состав этих двух родов, являющихся основным предметом настоящего исследования, оставался неясным. Иногда последний род рассматривается даже как синоним первого. Ситуация прояснилась совсем недавно, когда сначала доктор биол. наук, в. н. с. лаборатории почвенной зоологии и энтомологии Института проблем экологии и эволюции им. А.Н Северцова РАН Сергей Головач, а затем PhD, главный ассистент Института биоразнообразия и экосистемных исследований Болгарской академии наук Боян Вагалинский подтвердили, что различия между Amblyiulus и Syrioiulus лежат исключительно в строении задних гонопод. В ходе исследований эти различия были уточнены. Так, у видов рода Syrioiulus хвостовая ветвь задних гонопод разделена на две части. У Amblyiulus хвостовая ветвь трехраздельная, с дополнительной жгутиковидной палочкой. Такие тонкие различия были обнаружены благодаря использованию сканирующего электронного микроскопа ZeissCrossBeam 340, установленного в лаборатории механики биосовместимых материалов ДГТУ. Работы на этом оборудовании выполнялись младшим научным сотрудником НОЦ «Материалы» Игорем Забиякой.

Ученые отмечают, что видовой состав исследуемых родов многоножек далек от окончательного: предполагается описание новых видов и уточнение их ареалов, проведение морфологических и молекулярных исследований для уточнения существующей таксономии и распространения.

– Несмотря на то, что многоножки – это незаметные, на первый взгляд, организмы, они играют важнейшую роль в создании и поддержании естественного плодородия почвы в планетарном масштабе, – рассказал руководитель исследовательской группы, доцент кафедры «Биология и общая патология», канд. биол. наук Александр Евсюков. – Многоножки служат хорошими биоиндикаторами экологического состояния окружающей среды. Любые колебания численности и видового состава могут говорить об изменениях и нарушениях экосистемы. Кроме того, исследование этих животных вносит вклад в понимание происхождения фауны Кавказа.

Научная статья «Роды многоножек Amblyiulus Silvestri, 1896 и Syrioiulus Verhoeff, 1914 на Кавказе, с примечаниями об их распространении (Diplopoda, Julida, Julidae)» опубликована в журнале ZooKeys № 1048 от 13.07.2021

ZooKeys – международный реферируемый научный журнал, посвященный проблемам систематики, таксономии, филогении, биогеографии, фаунистики и близких тем экологии животных. Публикации находятся в свободном доступе.

Двупарноногие многоножки (диплоподы) – класс многоножек, названный так потому, что на сложных по происхождению туловищных сегментах его представителей имеется по две пары ног.

Таксономия – раздел биологии, занимающийся принципами (теорией), методами и правилами иерархической классификации организмов (царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, подвид) в зависимости от степени их родства.

Эндемики – виды, роды, семейства или другие таксоны животных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале, представлены небольшой географической областью.

Конформация – форма, построение, расположение.

Гонопод – специализированные придатки различных членистоногих, используемые для размножения.

Морфология в биологии изучает как внешнее строение (форму, структуру, цвет, образцы) организма, таксона или его составных частей, так и внутреннее строение живого организма.