Исследование проводится в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований, рассчитанного на три года (№ 18-013-01019). Научный коллектив возглавила доктор психологических наук, профессор, профессор РАО, заведующий кафедрой «Психофизиология и клиническая психология» ДГТУ Елена Викторовна Воробьева.
– Эмоциональный интеллект – способность человека понимать эмоции окружающих людей, выражать свои собственные эмоции, а также управлять своими эмоциями и контролировать проявления эмоций других людей с целью достижения каких-либо практико-ориентированных задач. От уровня эмоционального интеллекта зависит, насколько легко мы можем адаптироваться в обществе и строить прочные отношения. До сих пор неизвестно, что является основой эмоционального интеллекта, формируется ли он в основном в результате обучения и воспитания, либо есть врожденные характеристики, которые его обуславливают, – отметила Елена Воробьева. – Мы планируем изучить особенности эмоционального интеллекта у представителей этносов, проживающих на Юге России, что создаст возможности для их более эффективного межличностного взаимодействия.
В исследовании принимают участие русские, армяне, кабардинцы и карачаевцы в возрасте от 15 до 30 лет, по 100 человек каждой этнической группы. География проекта включает в себя г. Ростов-на-Дону и Чалтырь, а также Кабардино-Балкарию (г. Нальчик) и Карачаево-Черкессию (г. Карачаевск). Ученые предлагают участникам пройти психологические тесты. В ходе психологического исследования молодым людям необходимо на экране монитора распознать базовые эмоции – радость, гнев, страх, печаль, отвращение и удивление, демонстрируемые представителями разных этнических групп. Параллельно в лаборатории «Психофизиология и психогенетика» ДГТУ ученые регистрируют электроэнцефалограмму головного мозга исследуемых, а также проводят генетический анализ генов нейромедиаторных систем мозга COMT, DRD2, HTR2A, BDNF.
– От этих генов зависит то, насколько хорошо человек будет справляться со стрессовыми ситуациями, его настроение и воображение, ментальные способности, способность концентрировать внимание и память. Мы хотим выяснить, есть ли какие-то гены или генотипы, которые ассоциированы с высоким или низким уровнем эмоционального интеллекта, воспроизводится ли эта связь у представителей разных этнических групп, – рассказала доцент кафедры «Психофизиология и клиническая психология» ДГТУ Екатерина Ковш.
Изучая, как представители различных этнических групп воспринимают и интерпретируют эмоции, ученые выяснили, что одни из них при анализе эмоционально окрашенной информации в качестве главных признаков избирают характеристики изображений, в то время как другие склонны к размышлению, оперированию абстрактными категориями и принятию решений на основе логического анализа.
В перспективе на основе результатов будут разработаны методики для психологов, воспитателей и психотерапевтов для работы с представителями различных этносов. Эксперты смогут учитывать уровень эмоционального интеллекта в учебной, трудовой деятельности и прогнозировать особенности межличностного взаимодействия.
На фото представлена исследовательская группа ДГТУ во время выездного исследования на факультете психологии и социальной работы в Карачаево-Черкесском государственном университете им. У.Д. Алиева, с преподавателями и деканом факультета, д.пс.н., профессором Семеновой Ф.О.