2024
2016
2015
2014
22 июня 2017
Донские археологи разгадывают тайны скифской истории
В начале июля донские археологи и историки отправляются в трехнедельную научно-исследовательскую экспедицию в Тацинский район Ростовской области. Исследователи предполагают обнаружить места захоронений людей, живших на территории между Доном и Северским Донцом в конце V – начале IV века до н. э. и определить их культурную и этническую принадлежность.

Археологи и историки Донского государственного технического университета, ЮНЦ РАН, Азовского историко-палеонтологического музея-заповедника отправятся в археологическую экспедицию в Тацинский район Ростовской области. В раскопках также примут участие студенты факультета «Промышленное и гражданское строительство» ДГТУ. Эти студенты выбраны не случайно, будущие строители получат не только опыт работы на реальном объекте, но и ощутят важность сохранения исторических находок, которые могут быть обнаружены при строительстве.

Главная цель раскопок – найти курганы V-IV вв. до н. э., когда в этих районах поселились племена кочевников, пользовавшихся железом, и, изучив захоронения, выяснить, откуда эти племена прибыли, носителями какой культуры и этнической группы являлись, определить, были ли это сарматы или скифы.

Установить это можно будет с помощью изотопного анализа костных останков. Лабораторные исследования пройдут в Институте археологии РАН. Ученые сравнят найденные образцы с образцами племен скифов и сарматов. Результаты анализа будут известны уже осенью. Именно тогда можно будет с уверенностью сказать, к какой группе относились эти племена.

– Главной сложностью начального этапа экспедиции был поиск нужного кургана, – рассказывает заведующий отделом археологии Южного научного центра РАН, заведующий кафедрой «Археология и история культуры» ДГТУ, доктор исторических наук Сергей Лукьяшко. – Все курганы в этом месте разрозненные и относятся к разным временным отрезкам. Для точной идентификации мы разработали и внедрили уникальную методику поиска интересующего нас объекта, которая позволила узнать еще до раскопок, что находится под толщей земли. Благодаря полученным с помощью этой методики данным мы уже нашли интересующую нас группу курганов.

По словам ученого, методика поиска засекречена, чтобы ею не могли воспользоваться черные копатели. Известно лишь, что работы проводились совместно с геофизиками.

История поиска ответа на главный вопрос, кто проживал на этой территории – сарматы или скифы – длится с 70-х годов ХХ века. Именно тогда в Тацинском районе проходили экспедиции, в ходе которых было установлено, что здесь обитали племена – носители культуры скифского типа, которые имели особый погребальный обряд (склеповые подкурганные конструкции). В склепах находили военную экипировку – колчаны со стрелами, луки, боевые топоры. В те годы российские археологи Владимир Максименко и Константин Смирнов считали, что это была группа населения, известная по древнегреческим источникам как сирматы (сарматы). Предполагалось, что этот народ пришел с Южного Урала. Однако позже возникла версия, что найденные курганы – это следы народа, который переместился со среднего Дона (часть Воронежской области), и скорее всего, это одно из скифских племен. Ответ на этот вопрос и должна дать намеченная экспедиция.

Программа предстоящей экспедиции была разработана давно, но возможность воплотить ее в жизнь появилась только сейчас, благодаря участию ДГТУ – вуз отвечает за технические вопросы: от проезда и проживания, до организации питания. За неделю до начала работ на место раскопок прибудут специалисты университета, которые и создадут все необходимое для палаточного лагеря.

Для справки:

Скифы – древний ираноязычный народ индоевропейского происхождения, существовавший в VII-III вв. до н. э. Скифами греки называли ираноязычные племена, обитавшие в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, и территорию эту называли Великой Скифией. Информация о скифах известна из сочинений античных авторов и археологических раскопок.

Сарматы – народ кочевых ираноязычных племён конца раннего железного века (VI в. до н. э. – III в. н. э.), населявший степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана). По мнению исследователей, сарматы под именем «савроматы» впервые упоминаются Геродотом, который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов». По мнению ученых, сарматы являются выходцами из Южного Урала.

Эти племенные группы тесно сотрудничали с праславянскими и финно-угорскими племенами, и следы этого влияния отразились и в языке, и в культуре современных народов. Детализируя картину древней истории и культуры региона, исследователи вторгаются в сложнейшую проблему генезиса современных народов.