2024
2016
2015
2014
14 октября 2019
Донские археологи обнаружили под Азовом захоронения разных эпох, расположенные в одной курганной насыпи
В ходе раскопок кургана в Азовском районе Ростовской области археологи ДГТУ обнаружили 25 захоронений, датируемых от 5-го тысячелетия до н.э. до 4-го века до н.э. В числе прочих в кургане найдены древнейшее энеолитическое погребение, захоронение скифов и несколько захоронений Средней бронзы.

Место археологических находок находится в междуречье Дона и Кагальника, где было расположено более 400 курганных насыпей, значительная часть которых уже исследована. Главная цель проводимых здесь раскопок – изучение курганов для составления целостного представления о культуре населения, обитавшего в донском регионе в древности.

– В южной части России расположено колоссальное количество исторических памятников, которые подвергаются интенсивному разрушению, стремительно ускоряющемуся под воздействием техногенных процессов. Мы рискуем лишиться того бесценного архива, который тысячелетиями хранился в недрах земли. Очень важно успеть исследовать то, что может исчезнуть в ближайшее время, – говорит заведующий отделом археологии Южного научного центра РАН, заведующий кафедрой «Археология и история культуры» ДГТУ, доктор исторических наук Сергей Лукьяшко.

Исследуемый археологами объект – насыпь до метра высотой, которая в древности представляла собой высокий курган. В ходе раскопок ученые столкнулись со сложной курганной конструкцией: здесь еще в энеолите был сооружен небольшой могильник с несколькими погребениями, на месте которого впоследствии и был сооружен курган. Захоронения были ограждены рвом, который выступал своеобразной защитой от злых духов.

В центральном погребении обнаружены останки мужчины, датируемые 2-м тысячелетием до н. э. Вокруг него располагаются другие захоронения, в том числе женщины с ребенком и женщины, умершей, как считают исследователи, во время родов.

Самое древнее погребение в курганной насыпи относится к 5-му тысячелетию до н. э. – это парное захоронение взрослых людей.

– Это погребение устроено на площадке еще до образования кургана, оно находилось на уровне древнего горизонта. Тела, помещенные в сколоченную деревянную колоду, лежали на боку с подогнутыми ногами, лицом друг к другу, – рассказывает Сергей Лукьяшко. – Существует предположение, что это парное погребение мужчины и женщины. Между ними, скорее всего, существовала какая-то социальная связь. Однако официально заявлять о том, что это женщина и мужчина, пока рано, нужно провести антропологические исследования, после чего антропологи смогут установить их пол и возраст.

В погребении обнаружен также важный для археологов артефакт – хорошо обработанный кремневый наконечник стрелы, тонкий с острыми гранями. Ученые отмечают, что наличие стрелы в погребении – не всегда причина смерти, такой предмет может выступать проводником в потусторонний мир.

Самое позднее захоронение, найденное в кургане, датируется IV веком до н. э. – погребение женщины. Археологи предполагают, что погребенная относится к племени иксоматов (группа савроматов), обитавшему на левом берегу Дона в период от начала VI по IV века до н. э.

По мнению археологов ДГТУ, исследуемый курган уникален: он заметно отличается от конструкции могильных сооружений, расположенных по соседству. Информация, полученная в ходе раскопок, дает представление о том, кто здесь жил в глубокой древности, как последовательно сменялись культуры, как эта земля переходила от одних племен к другим.

Археологическая экспедиция организована ДГТУ и ЮНЦ РАН.

Для справки:

Энеолит или медно-каменный век (10 – 3 тыс. до н. э.) – эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку. Для него характерно использование разнообразных видов каменных орудий труда, которые вскоре уступили место металлическим изделиям.

Бронзовый век (XXXV – XI вв. до н. э.) – выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку.

Скифы – древний ираноязычный народ индоевропейского происхождения, существовавший в VII-III вв. до н. э. Скифами греки называли ираноязычные племена, обитавшие в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, и территорию эту называли Великой Скифией. Информация о скифах известна из сочинений античных авторов и археологических раскопок.

Сарматы – народ кочевых ираноязычных племён конца раннего железного века (VI в. до н. э. – III в. н. э.), населявший степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана). По мнению исследователей, сарматы под именем «савроматы» впервые упоминаются Геродотом, который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов». По мнению ученых, сарматы являются выходцами из Южного Урала.