8 800100-19-30
Назад
Назад
Назад
3 сентября 2021
Владимир Колодкин: «На современном рынке труда не ждут стандартизированных студентов»
Проректор по учебной работе Донского государственного технического университета - о том, как устроено новое образовательное пространство «T-университет» и что оно может дать студенту.

- Расскажите, что такое «Т-университет»?

- Это новое образовательное пространство, построенное по принципам индивидуальных образовательных траекторий.

Учебный план в «Т-университете» существенно отличается от того, что есть сейчас в большинстве российских вузов.

В «Т-университете» мы отходим от понятия «образовательная программа». Студент не приходит на заранее определенный набор дисциплин. Новый бакалавриат спроектирован так, чтобы ребята получили не только необходимый минимум для профилизации, но и ряд уникальных компетенций или способностей. Одна из важных особенностей «Т-университета» – постоянное тьюторское сопровождение студентов, начиная с этапа поступления и заканчивая этапом выстраивания карьерной траектории.

Образовательное пространство «Т-университета» состоит из нескольких подпространств: университетский минимум, область наук и технологий, мейджоры и элективы. С каждым из этих подпространств связан определённый этап становления специалиста с высшим образованием.

В первом подпространстве - «Университетский минимум» - базовые возможности студента, с которыми он к нам поступает, будут проанализированы и дополнены. После года обучения, когда студент достигает определенного уровня грамотности в языках, проявляет ключевые компетенции, связанные с критическим, творческим, системным мышлением и рефлексией, ему предлагают перечень курсов и проектов для дальнейшей работы.

В «Области наук и технологий» мы даем важный инструментарий и знания в сфере, интересующей студента. В середине второго года ребята могут скорректировать или сменить выбранную область.

Со второго семестра доступны и «Элективы». В этом подпространстве можно выбрать самые неожиданные, разрозненно лежащие модули или, наоборот, «пучок» отобранных нами и упакованных в «майнор» дисциплин. В рамках «майнора» ребята могут освоить дополнительную квалификацию, вне зависимости от основной профессии.

В третий и четвертый год студентов, обучающихся в «Т-университете», ждёт новая ступень – major [пер. с англ. «главный»]. Здесь они приобретают главные профильные компетенции. Мы помогаем студентам не только получить набор ключевых дисциплин, но и сформировать уникальный профиль компетенций. Например, мы хотим, чтобы один выпускник-материаловед прекрасно говорил на английском, другой – разбирался в астрономии. На современном рынке труда не ждут стандартизированных студентов. Единая «упаковка с начинкой» - устаревшая и нерациональная экономия средств и ресурсов.

Мы также считаем, что эффективно учиться можно только при деятельностном подходе. Если студенты занимаются английским, то в качестве финального проекта они должны поставить пьесу или дублировать фильм, если осваивают программирование – написать программу для потенциального работодателя. В конце каждого модуля ребята в командах будут готовить финальный продукт. Выполняя общую задачу, каждый пройдет уникальные этапы дисциплинарной обвязки. При этом мы смотрим не только на финальные результаты студента, но и на его успехи в течение модуля: в чем он прирос, какие дефициты восполнил.

- В чём, на Ваш взгляд, ключевое преимущество нового образовательного пространства?

- Модель, в которой студент сам выбирает дисциплины и берёт на себя ответственность за свое будущее, в современном мире максимально эффективна.

Все профессиональные компетенции вырастают из базовых: рефлексии, критического мышления, умения работать в команде, самоорганизации и других. Если доктор хорошо владеет скальпелем, но при этом не умеет коммуницировать – он не сможет провести коллективную операцию.

Наш университет несет ответственность за компетентностный профиль и так называемый образовательный минимум – минимально необходимые знания, достаточные для того чтобы встроиться в деятельность профильных предприятий. Мы строим обучение с учётом востребованных потенциальными работодателями навыков. К некоторым специальностям можно подойти только в магистратуре. Например, стать физиком-ядерщиком после четырех лет бакалавриата невозможно.

- Как формально будет отличаться диплом выпускников «Т-университета» от диплома ребят, окончивших вуз традиционным путём?

Этот вопрос часто задают родители. Мы государственное бюджетное учреждение и выдаем документ государственного образца. При этом планка, выставленная «T-университетом», заметно выше предусмотренных стандартов. Работодателям важны навыки потенциального сотрудника, им не важно, что написано в дипломе, как называется специальность, которую получил выпускник.

Помимо диплома каждый выпускник «T-университета» получит портфолио с выполненными за годы обучения проектами, а также компетентностный портрет, который расскажет потенциальному работодателю, что умеет этот молодой специалист, на каком уровне он владеет тем или иным умением. Мы также сформируем для каждого индивидуальное рекомендательное письмо, исходя из специфики профессии и потенциального работодателя.

Мы готовы отвечать за прирост компетенций студента и те проекты, которые он будет создавать в команде.

- Насколько работодателю будет интересен выпускник с индивидуальным учебным планом? Готов ли ростовский работодатель, еще сохраняющий долю консерватизма, к таким кандидатам?

Заботясь об условиях работы студентов, мы должны ориентироваться на передовую. Если ДГТУ начнет целиться на ключевые международные компании, то и региональные работодатели в накладе не останутся – они получат специалистов мирового уровня.

Последние новости