8 800100-19-30
Назад
Назад
Назад
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2 сентября 2021
Павел Герасин: «Горжусь студентами, которые считают «Школу Икс» своим проектом»
С 6 по 10 сентября в рамках проектной недели Дней навигации первокурсника состоится отбор студентов в Институт опережающих технологий «Школа Икс». В отборе примут участие более 200 человек, 75 из них будут зачислены в инженерную школу нового типа. Директор института Павел Герасин в беседе с корреспондентом информационной службы ДГТУ рассказал о том, как будет проходить отбор студентов в нынешнем году, почему в «Школу Икс» нельзя перевестись с других курсов, а также о переезде в новый корпус.
- Учебный год «Школа Икс» начнет в новом корпусе, расположенном на территории кампуса ДГТУ на ул. Шаповалова. Павел Владимирович, расскажите, как переезд повлияет на образовательный процесс? Откроет ли это новые возможности для студентов?

- В том темпе, в котором мы сейчас живем, при организации образовательного пространства нельзя применять старые правила и нормы. Сам ритм жизни говорит о том, что нужно больше возможностей для студентов создавать прямо внутри университета. В нашем понимании «Школа Икс» должна стать вторым домом для обучающихся, где они могут в любой момент не только позаниматься и поработать, но и поесть, отдохнуть и т. д. Это удобно и современно. Такие пространства уже создают крупные компании: Яндекс и МейлРу делают офисы вторым домом для сотрудников. Если этим они привлекают к себе хороших профессионалов – а именно так и происходит, то и вузы должны перенимать такую практику. Если хочешь, чтобы к тебе пришли лучшие студенты, сделай так, чтобы им было комфортно.

Весь образовательный процесс «Школы Икс» построен таким образом, что нам постоянно необходимы свободные аудитории, куда студенты могут прийти поработать, собраться командой. Поэтому мы не можем действовать в рамках большого вузовского расписания, где аудитории постоянно заняты студентами других направлений подготовки. Теперь у нас появилось свое собственное пространство, в котором ребята смогут использовать любую аудиторию в любое время, заниматься проектной работой, которая не регламентируется и не прописывается в расписании.

В новом корпусе нам отведен целый этаж, более 2 000 кв. м. Есть переговорные комнаты, коворкинг, open space, большой конференц-зал, компьютерные классы, лаборатории микроэлектроники, аддитивных технологий, мастерские, где можно собрать любой прототип. В дальнейшем будут открыты новые лаборатории, спектр их специализации будет расширяться.

И самое главное, мы не собираемся держать все эти помещения под замком. Мы придерживаемся принципа открытости: с утра открываем все аудитории, вечером их закрывает последний уходящий студент или сотрудник.

- Ежегодно вы проводите конкурсный отбор студентов. В 2019 году студентами «Школы Икс» стали 90 человек, в 2020-м – 70. Расскажите, как будет проходить отбор в этом году. Сколько студентов планируете набрать?

- Еще во время проектирования нового образовательного пространства мы решили, что студентов нужно отбирать через деятельность, смотреть, как ребята справляются с проектной задачей. Это значит, что основная идея отбора –погружение первокурсников в работу над реальной задачей, чтобы показать, в каком ритме им предстоит учиться в «Школе Икс».

Проектная работа в командах запланирована и на этот год. Если ранее на это отводились один-два дня, то в нынешнем году отбор будет проходить всю проектную неделю Дней навигации первокурсника. Тематика нашей проектной недели – FoodNet, один из перспективных мировых рынков в условиях роста населения и урбанизации. Студенты будут работать в рамках трех кластеров: производство продуктов питания, дистрибуция продуктов питания, потребление и утилизация. Ожидаем, что к нам на отбор придет одновременно 240 человек. В каждом кластере будет работать 8 команд по 10 человек.

Как и в прошлом году, к отбору будем привлекать студентов второго-третьего года обучения. Но теперь старшекурсники будут выступать в качестве модераторов, которые будут работать с командой первокурсников и помогать им справиться с проектной задачей. Наиболее мотивированные и готовые к работе в таком формате первокурсники будут приглашены в «Школу Икс». Всего планируем набрать 75 студентов.

- Ряд студентов других факультетов и курсов хотели бы перевестись в «Школу Икс», однако вы принимаете ребят только на первый курс. С чем это связано?

- Уже на первом курсе мы отрываем наших студентов от школьной модели обучения и погружаем их в новое образовательное пространство со своей культурой.

Мы целенаправленно проектировали образовательный процесс таким образом, чтобы изначально формировать систему ценностей и развивать самостоятельность и субъектность студентов. Первые два года в «Школе Икс» – это так называемый сore, главная часть образовательного пространства, в которой происходит постановка базовых компетенций. Здесь ребята приобретают набор необходимых знаний и навыков, понятий и представлений, которые позволят им в дальнейшем уточнять и менять свою профессиональную траекторию самостоятельно, уже без помощи университета. Это самая важная и самая сложная часть нашего образовательного пути. Вторая часть – major – посвящена получению профессиональных знаний. Этот блок реализуется на 3–4-м курсе.

Таким образом, мы с первых дней обучения прививаем ребятам нашу философию, заражаем их культурой «Школы Икс». Такой подход позволяет готовить системного инженера, способного встраиваться в любой технологический процесс.

- Институту опережающих технологий «Школа Икс» уже два года. Студенческий экватор пройден. Поделитесь промежуточными итогами реализации проекта. Все ли из того, что проектировали, достигнуто?

- «Школа Икс» – это живая структура, у нас нет ничего «отлитого в бетоне». Незыблемы только наши базовые принципы и правила. Весомый вклад в формирование облика и культуры «Школы Икс» вносят наши студенты – субъектность у нас приветствуется и поддерживается, а некоторые инициативы студентов уже воплощены в жизнь и реализованы в нашем образовательном пространстве.

Не стоит забывать, что «Школа Икс» – это еще и образовательный эксперимент. Это значит, что мы, как исследователи, формируем гипотезы, а затем проверяем их эмпирически.

Мы меняемся всегда, это постоянный процесс. Чем больше мы экспериментируем, тем больше видим новых возможностей. Из раза в раз стараемся сделать образовательные модули лучше, основываясь на обратной связи от студентов и преподавателей.

- Какие отличия между студентами «Школы Икс» и обучающимися других инженерных факультетов вы можете выделить? Удается ли растить инженеров будущего?

- То педагогическое действие, которые мы совершаем, приводит к качественно новым результатам. Картина мира у наших студентов уже другая. С первого года обучения они готовы к повышенным требованиям. У них, как и у других обучающихся, есть фундаментальные дисциплины, которые им нужно знать, получать по ним оценки, но, помимо этого, они должны работать над проектами. Как правило, студенты в обычном вузе половину дня проводят в аудитории на лекционных и практических занятиях, вторая половина дня посвящена самоподготовке, то есть они предоставлены сами себе. Наши студенты не могут не тратить время на учебу вне пар. Им нужно выполнить проект. Со временем они учатся правильно распределять задачи в команде, грамотно и продуктивно тратить на это время.

Мы их не учим командной работе только в теории, мы с первого дня формируем команды и учимся через практику. Здесь нам важен не только результат, но и сам процесс работы над поставленной задачей. В проектной работе студентам можно и нужно ошибаться. Ведь главное, что запомнят студенты – это те действия, которые они совершали для решения поставленной задачи, и те выводы, которые они сделают по итогам проекта.

Если меня спросят, чем я горжусь здесь и сейчас, я отвечу: «Горжусь теми студентами, которые потратили свое время и силы, свои интеллектуальные способности на общее дело, на создание «Школы Икс». Они уже понимают цену тех возможностей, которые дает им эта площадка. Горжусь студентами, которые считают «Школу Икс» своим проектом».


Последние новости