8 800100-19-30
Назад
Назад
Назад
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
31 мая 2023
Как избежать стресса во время экзаменов: рекомендации психолога ДГТУ
В период сессий и сдачи ЕГЭ студенты и школьники часто впадают в состояние беспокойства и стресса. Преподаватель кафедры общей и консультативной психологии Наталья Комерова рассказала, как успешно подготовиться к экзаменам, справиться с напряжением, повысить концентрацию и правильно распределить свое время.

− Наталья Евгеньевна, расскажите о Вашем опыте работы со студентами и школьниками, отличаются ли этапы подготовки к ЕГЭ и к сессии?

− Со студентами я активно работаю в рамках учебных курсов, которые преподаю – «Эмоции и воля», «Мышление и речь». На парах мы разбираем механизмы, лежащие в основе стресса, изучаем техники помощи людям в различных тревожных состояниях. С учениками школ у меня нет личного опыта работы, но я знаю, что подготовка к ЕГЭ обычно сопровождается максимальным эмоциональным напряжением, потому что для старшеклассников во многом решается их дальнейшая судьба и результаты экзаменов практически определяют, насколько успешно они смогут реализовать свои планы в университете, и вероятность поступления на желаемую специальность. Школьники сталкиваются с чувством неопределенности, после окончания школы в их жизни наступает новый этап – начало взросления и профессионального самоопределения, поэтому этот период воспринимается более остро. Если говорить о студентах, то сессия также часто сопровождается повышенным уровнем тревоги, особенно первая, когда учащиеся еще не знают, как в вузе проходит сдача экзаменов. Кроме того, новый коллектив и, возможно, смена места проживания добавляют дополнительных переживаний.

Где найти мотивацию?

Мотивация – внутренний побудитель к деятельности, который определяется личностным смыслом, который человек вкладывает в образ будущего результата. Если выбранная профессия соответствует интересам и целям, то мотивация учиться будет поддерживаться на высоком уровне. В случае неприятия некоторых предметов или направления обучения она будет снижаться. Я бы дала такую рекомендацию: посмотрите на дисциплины, которые не нравятся, как на обязательные задачи, которые вы в любом случае должны выполнить.

С чего начать подготовку к экзаменам?

Изначально нужно начать со структурирования. Если вам кажется, что в голове каша из всего пройденного материала или абсолютная пустота, то в первую очередь рекомендую сосредоточиться на планировании. Можно применить метод постановки целей SMART: цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и ограниченной во времени. Составьте график дат экзаменов и заданий, которые нужно выполнить, это позволит определить приоритеты и последовательность подготовки предметов.

Как организовать свой день, чтобы повысить эффективность учебного процесса? Какие предметы лучше готовить сначала: сложные или простые?

− Нужно соблюдать основы психогигиены – чередовать нагрузку с расслаблением. Во время подготовки делайте перерывы без гаджетов, дайте мозгу отдохнуть, займитесь спокойными видами деятельности, спортом или прогулкой. Определите, в какие часы вы наиболее активны, и поставьте сложные задачи на это время. Распорядок дня зависит от индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося.

Как настроить себя на плодотворную работу и перестать откладывать подготовку на потом?

− Откладывание на потом, или прокрастинация, является обратной стороной перфекционизма, стремления сделать все идеально. Ожидание совершенного результата сильно преувеличивает объем работы, который необходимо выполнить. Начинайте с маленьких шагов: сделайте то, что вы можете сделать сегодня, например, выделите подготовке 2 часа в день. Сфокусируйтесь на процессе, а не на идеальном результате, поставьте себе задачу сделать «достаточно хорошо». В любом деле самое сложное – это начало. Часто возникает страх белого листа. Мозг может сопротивляться работать, потому что непонятно, с чего начать. Но есть хитрость: начните что-то делать, нужно выдержать минимум 20 минут. Откройте файл с заданием, начните читать вопросы или напишите свою фамилию и группу. Через некоторое время мозг настраивается на продуктивную работу и уже появляются мысли относительно нужной задачи.

Есть ли какие-то техники для повышения концентрации и внимания?

Я бы рекомендовала исключить все отвлекающие факторы. Желательно выключить звук и оставить телефон в другой комнате, потому что новые сообщения переключают внимание на другие задачи. Чем меньше причин отвлекаться, тем выше концентрация. Также стоит организовать комфортное рабочее пространство. Найдите светлое и уютное помещение, где есть свежий воздух. Вокруг должна быть тишина, чтобы вы могли полностью сконцентрироваться на своих мыслях.

Что делать, если не получается запомнить материал?

Здесь может быть несколько причин. Возможно, вы не полностью понимаете материал и пытаетесь заучить его механически, что не имеет смысла, потому что такая информация в памяти долго не хранится. Но если вам понятен текст, тогда могут помочь некоторые приемы. Во-первых, разделите материал на логические блоки. Лучше всего запоминается то, что мы понимаем и можем применить к своему опыту. Во-вторых, выделите ключевые слова или фразы. В-третьих, попробуйте пересказать материал кому-то или рассказать его вслух самому себе. В-четвертых, используйте визуальные средства, рисуйте картинки, блок-схемы или интеллект-карты, чтобы структурировать материал. Активация зрительной и слуховой памяти улучшает процесс запоминания на 90%. Яркие образы на экзамене помогут вспомнить связанный с ними материал.

Как справиться со стрессом? Как эмоционально подготовиться к сессии и ЕГЭ?

− Существует оптимальный уровень тревоги, который мотивирует нас, заставляет действовать для достижения результата, и слишком высокий, наоборот, блокирующий работу. Во втором случае полезно разграничить ответственность: что вы можете реально сделать, а что находится за пределами вашего контроля. Например, если завтра экзамен и вам нужно выучить весь курс за один день – это нереальная задача. Когда вы определите возможности, получится список дел, из него вы выбираете, что наиболее важно, и начинаете выполнять.

Не стоит завышать значимость экзамена и считать его событием, которое определит всю вашу жизнь, от этого уровень тревоги только возрастает. Скажите себе: «Я умный, я справлюсь, в случае неудачи проведу работу над ошибками и попробую снова». Примените технику декатастрофизации: представьте себе идеальную, реалистичную и самую худшую картину развития ситуации. Как правило, вторая оказывается ближе всего к действительности. Еще можно использовать техники релаксации и медитации для снижения уровня тревожности. Например, метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону, который предполагает постепенное напряжение и расслабление определенных групп мышц.

− Как спланировать день перед экзаменом и что рекомендуете делать в день экзамена?

− В день перед экзаменом советую повторять материал не позднее, чем до пяти-шести вечера. Остальное время лучше уделить спокойным мероприятиям, не загружать голову, лечь рано спать. Примите тот факт, что все возможное вы сделали, и успокойтесь. Утром перед самим экзаменом сделайте питательный завтрак для пополнения энергии, настройте себя на лучшее и идите на экзамен с хорошим настроением.

 

Что делать, если запаниковал во время экзамена?

Выдохните, посчитайте до пяти, сфокусируйтесь на дыхании – это поможет сосредоточиться и успокоиться. Можно применить технику «5 - 4 - 3 - 2 - 1», которая связана с органами чувств. Сначала нужно найти 5 предметов вокруг себя. Затем потрогать 4 вещи, например, стол, ручку, одежду. Услышать 3 звука, это может быть разговор на улице, шум техники или шелест бумаги. Попытаться почувствовать 2 запаха и 1 вкус, хорошо, если есть конфета или вода, а если нет, можно вспомнить яркий образ, например, кислый лимон. Эта техника позволяет снизить уровень тревоги в данный момент и справиться с паникой.

Последние новости