8 800100-19-30
Назад
Назад
Назад

Техносферная безопасность

Профиль: Пожарная безопасность производственных и социальных объектов

Трудоемкость ОПОП ВО 240  з.е.
Срок обучения – 4 года (очная форма обучения), 4,5 года (заочная форма обучения)
Квалификация (степень), присваиваемая выпускникам _бакалавр_______________
Концепция образовательной программы
Программа обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки с учетом потребностей регионального рынка труда и перспектив его развития. Обучение построено на теоретическом осмыслении процессов предшествующих пожару, тушения пожара, требований к проектированию зданий и сооружений, а также стойкости материалов к опасным факторам пожара; выявление опасностей и технических, организационных и иных способах снижения их влияния,  практической реализации теоретических знаний на объектах экономики региона построенной на современном уровне развития  техники и технологии, системах управления человеком, коллективом и обществом в целом.
Цели и задачи образовательной программы
1. Практическая реализация требований  ФГОС ВО по направлению «Техносферная безопасность» как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности ДГТУ, с учетом особенностей его научно-образовательной школы и актуальных потребностей региональной сферы труда в области строительства и эксплуатации инженерной инфраструктуры.
2. Обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Задачами ОПОП ВО являются:
•  разработка учебного плана, графика и содержательной части учебного    процесса, обеспечивающих условия для развития у студентов личностных качеств на основе общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Техносферная безопасность»;

  • создание системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний как основы для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в вузе;
  • использование в рабочей документации критериев объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности вуза по профилю подготовки «Пожарная безопасность производственных и социальных объектов»;
  • обеспечение единства в учебных планах и программах общероссийского пространства высшего образования по профилю подготовки «Пожарная безопасность производственных и социальных объектов»;
  • обеспечение возможности оценки эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании по профилю подготовки «Пожарная безопасность производственных и социальных объектов»;
  • участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов; комплексный анализ опасностей техносферы; участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты; подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам;
  • участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами обеспечения безопасности человека и защиты окружающей среды, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности; идентификация источников опасностей в окружающей среде, рабочей зоне, на производственном предприятии, определение уровней опасностей; определение зон повышенного техногенного риска; подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением систем автоматического проектирования (САПР); участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов; участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
  •  эксплуатация средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; проведение контроля состояния средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; эксплуатация средств контроля безопасности; выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания, ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям; составление инструкций безопасности; ремонт и обслуживание средств защиты от опасностей; выбор и эксплуатация средств контроля безопасности; выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих;
  • выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы; определение зон повышенного техногенного риска.

  Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники
научно-исследовательская
проектно-конструкторская
сервисно-эксплуатационная
экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская
Стратегические партнеры программы (работодатели)
ГУ МЧС России по Ростовской области, ЮРЦ МЧС России


Профиль: Инженерная защита окружающей среды

<p><strong>Трудоемкость </strong>ОПОП ВО 120  з.е. <br />
  </p>
<p><strong>Срок обучения</strong> – 2 года  (очная), 2,5 года (заочная).<br />
  </p>
<p><strong>Квалификация</strong> (степень),  присваиваемая выпускникам _<u>магистр</u>_______________<br />
  </p>
<p><strong>Концепция образовательной  программы</strong><br />
  Программа  обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных  и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному  направлению подготовки с учетом потребностей регионального рынка труда и  перспектив его развития. Обучение построено на теоретическом осмыслении  процессов взаимодействия человека и техногенной среды, выявление опасностей и  технических, организационных и иных способах снижения их влияния окружающую  среду,  практической реализации  теоретических знаний на объектах экономики региона (как строительства, так и  иных предприятий) построенной на современном уровне развития  техники и технологии, системах управления  человеком, коллективом и обществом в целом. <br />
  </p>
<p><strong>Цели и  задачи образовательной программы</strong><br />
  Цели ОПОП ВО:<br />
  1. Практическая реализация требований  ФГОС ВО по направлению «Техносферная  безопасность» как федеральной социальной нормы в образовательной и научной  деятельности ДГТУ, с учетом особенностей его научно-образовательной школы и  актуальных потребностей региональной сферы труда в области строительства и  эксплуатации инженерной инфраструктуры.<br />
  2. Обеспечение  безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и  деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на  природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования  современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.</p>
<p>Задачами ОПОП ВО являются: <br />
•  разработка учебного плана,  графика и содержательной части учебного     процесса, обеспечивающих условия для развития у студентов личностных  качеств на основе общекультурных (универсальных, общенаучных,  социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в  соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Техносферная  безопасность»; </p>
<ul>
  <li>создание системы текущего, промежуточного и итогового  контроля знаний как основы для объективной оценки фактического уровня  сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов  на всех этапах их обучения в вузе;</li>
  <li>использование в рабочей документации критериев  объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности вуза  по профилю подготовки «Инженерная  защита окружающей среды»;</li>
  <li>обеспечение единства в учебных планах и программах  общероссийского пространства высшего образования по профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды»;</li>
  <li>обеспечение возможности оценки эквивалентности  документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании по профилю подготовки «Инженерная защита  окружающей среды»;</li>
  <li>самостоятельное  выполнение научных исследований в области безопасности, планирование  экспериментов, обработка, анализ и обобщение их результатов, математическое и  машинное моделирование, построение прогнозов; формулирование целей и задач  научных исследований, направленных на повышение безопасности, создание новых  методов и систем защиты человека и окружающей среды, определение плана,  основных этапов исследований; анализ патентной информации, сбор и  систематизация научной информации по теме научно-исследовательской работы;  выбор метода исследования, разработка нового метода исследования; создание  математической модели объекта, процесса исследования; разработка и реализация программы  научных исследований в области безопасности жизнедеятельности; планирование,  реализация эксперимента, обработка полученных данных, формулировка выводов на  основании полученных результатов, разработка рекомендаций по практическому  применению результатов научного исследования; составление отчетов, докладов,  статей на основании проделанной научной работы в соответствии с принятыми  требованиями; оформление заявок на патенты; разработка инновационных проектов в  области безопасности, их реализация и внедрение; </li>
  <li>выбор и расчет  основных параметров средств защиты человека и окружающей среды применительно к  конкретным условиям на основе известных методов и систем;  расчетно-конструкторские работы по созданию средств обеспечения безопасности,  спасения и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий;  разработка разделов проектов, связанных с вопросами безопасности;  инженерно-конструкторское и авторское сопровождение научных исследований в  области безопасности и технической реализации инновационных разработок;  оптимизация производственных технологий с целью снижения воздействия негативных  факторов на человека и окружающую среду; проведение экономической оценки  разрабатываемых систем защиты или предложенных технических решений;</li>
  <li>научное  сопровождение экспертизы безопасности новых проектных решений и разработок,  участие в разработке разделов безопасности технических регламентов и их  нормативно-правовом сопровождении; проведение мониторинга, в том числе  регионального и глобального, составление краткосрочного и долгосрочного  прогноза развития ситуации на основании полученных данных участие в аудиторских  работах по вопросам обеспечения производственной, промышленной и экологической  безопасности объектов экономики; организация и осуществление мониторинга и контроля  входных и выходных потоков для технологических процессов, отдельных  производственных подразделений и предприятия в целом; осуществление надзора за  соблюдением требований безопасности, проведение профилактических работ,  направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания;  проведение экспертизы безопасности и экологичности технических проектов,  производств, промышленных предприятий и производственно-территориальных  комплексов.</li>
</ul>
<p><strong>Вид  (виды) профессиональной деятельности</strong>, к которому (которым) готовятся выпускники</p>
<ul>
  <li>научно-исследовательская;</li>
  <li>проектно-конструкторская</li>
  <li>экспертная,  надзорная и инспекционно-аудиторская.</li>
</ul>
<p><strong>Стратегические партнеры программы (работодатели)</strong><br />
  ООО МЭП «Энергоаэра», Комитет  по ООС Администрации г. Ростова-на-Дону, ООО «Экология транспорта» НИИ МиПМ РГУ, Комитет по охране окружающей среды и  природных ресурсов Администрации Ростовской области </p>

Профиль: Экологическая безопасность

Трудоемкость ОПОП ВО 120 з.е.
Срок обучения – 2 года (очная форма обучения)
Квалификация, присваиваемая выпускникам – магистр
Концепция образовательной программы:
Подготовка высококвалифицированных кадров новой формации, с широкой эрудицией, способных к современной инженерной и управленческой деятельности,  практической реализации полученных знаний в области защиты окружающей среды, обладающих готовностью использовать в будущей деятельности приобретенную совокупность  общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для обеспечения экологической безопасности,  обладающих  фундаментальной базой, владеющих современными информационными технологиями, способных и готовых к  профессиональной деятельности в области экологической безопасности.
Цели :

  1. Сформировать у выпускников универсальные и предметно-специализированные компетенции, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
  2. Подготовить выпускников, обладающих комплексом знаний, практических навыков и компетенций, позволяющих демонстрировать готовность к профессиональной инженерной, управленческой деятельности в научно-исследовательской, технической, коммерческой сферах, в том числе на международном уровне
  3. Подготовить выпускника к практической реализации полученных знаний в соответствии с выбранным видом профессиональной деятельности в области Техносферной безопасности.
  4. Сформировать у выпускника способность к поиску и получению новой информации из различных источников, интеграции знаний для применения в инновационной инженерной деятельности, постоянное профессиональное совершенствование.
  5. Подготовить выпускников, способных  использовать в профессиональной деятельности современные средства измерения, контроля и инновационные программные продукты.
  6. Сформировать  у выпускников  устойчивые духовно-нравственные ценности, широкий кругозор и эрудицию, способность к толерантному восприятию социума, умение вести дискуссию и отстаивать собственное мнение, умение работать в коллективе.

Задачи:

  1. Осуществлять выбор и расчет основных параметров средств защиты окружающей среды применительно к конкретным условиям на основе известных методов и систем;
  2. Выполнять расчетно-конструкторские работы по созданию средств обеспечения экологической безопасности;
  3. Разрабатывать разделы проектов, связанных с вопросами экологической безопасности;
  4. Выполнять инженерно-конструкторское и авторское сопровождение научных исследований в области экологической безопасности и технической реализации инновационных разработок;
  5. Проводить оптимизацию производственных технологий с целью снижения воздействия негативных факторов на окружающую среду;
  6. Проводить экономическую оценку разрабатываемых систем защиты окружающей среды или предложенных технических решений;
  7. Организовывать деятельность по охране среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельность предприятий и региона в чрезвычайных условиях;
  8. Управлять небольшими коллективами работников, выполняющих научные исследования;
  9. Участвовать в работе государственных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами обеспечения экологической  безопасности;
  10. Обучать управленческий и руководящий состав предприятий и организаций требованиям экологической безопасности;
  11. Участвовать  в решении вопросов рационального размещения новых производств с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания;
  12. Рассчитывать технико-экономическую эффективность мероприятий, направленных на повышение экологичности производства, и затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия обоснованных экономических решений;
  13. Участвовать в разработке экологических социально-экономических программ развития города, района, региона и их реализация;
  14. Участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области экологической безопасности;
  15. Осуществлять взаимодействия с государственными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения экологической безопасности;
  16. Разрабатывать организационно-технических мероприятий в области экологической безопасности и их реализация, организация и внедрение современных систем менеджмента техногенного и профессионального риска на предприятиях и в организациях;
  17. Участвовать в качестве технического эксперта в коммерческой реализации и закупке систем защиты окружающей среды, новых проектных и конструкторских разработок, связанных с направлением профиля, с учетом знания конъюнктуры рынка и проведением маркетинговых работ на рынке сбыта.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники – экспертная, надзорная, инспекционно-аудиторская, проектно-конструкторская.
Стратегические партнеры основной образовательной программы:
Министерство экологии и природных ресурсов ростовской области; Комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам Ростовской области; Ростовский НИИ гигиены, экологии и сертификации; Управление Роспотребнадзора по Ростовской области; Ростовский вертолётный производственный комплекс ОАО "Роствертол"; ООО ПК "НЭВЗ"; ООО "Ростсельмаш"; ЗАО "Сантарм"; ОАО "Alkoa Металлург Рус", ОАО "Ростовэнерго", ООО "Завод Конорд", ЗАО "Ростовский завод цветного литья", ЗАО "РЗ СИТО", ЗАО "Юг Руси", ФГУП "Институт радиосвязи", ООО "Ростовский прессово-раскройный завод", ООО "Ростовский завод "Рубин", ЗАО "Ростовгазоаппарат"  и др.

Профиль: Охрана труда и безопасность в техносфере

Трудоемкость ОПОП ВО 120 з.е.
Срок обучения – 2 года (очная форма обучения)
2,5 года (заочная форма обучения)
Квалификация, присваиваемая выпускникам – магистр
Концепция образовательной программы:
Подготовка высококвалифицированных кадров новой формации, с широкой эрудицией, способных к современной инженерной и управленческой деятельности,  практической реализации полученных знаний в области безопасности в техносфере и охраны труда, обладающих готовностью использовать в будущей деятельности приобретенную совокупность  общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для обеспечения производственной безопасности,  обладающих  фундаментальной базой, владеющих современными информационными технологиями, способных и готовых к  профессиональной деятельности в области охраны труда и производственной безопасности.
Цели :

  1. Сформировать у выпускников универсальные и предметно-специализированные компетенции, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
  2. Подготовить выпускников, обладающих комплексом знаний, практических навыков и компетенций, позволяющих демонстрировать готовность к профессиональной инженерной, экспертной, надзорной, инспекционно-аудиторской деятельности, в научно-исследовательской, технической, коммерческой сферах, в том числе на международном уровне.
  3. Подготовить выпускника к практической реализации полученных знаний в соответствии с выбранным видом профессиональной деятельности в области Техносферной безопасности.
  4. Сформировать у выпускника способность к поиску и получению новой информации из различных источников, интеграции знаний для применения в инновационной инженерной деятельности, постоянное профессиональное совершенствование.
  5. Подготовить выпускников, способных  использовать в профессиональной деятельности современные средства измерения, контроля и инновационные программные продукты.
  6. Сформировать  у выпускников  широкий кругозор и эрудицию, способность к толерантному восприятию социума, умение вести дискуссию и отстаивать собственное мнение, умение работать в коллективе.

Задачи:

  1. Осуществлять выбор и расчет основных параметров средств защиты человека применительно к конкретным условиям на основе известных методов и систем;
  2. Выполнять расчетно-конструкторские работы по созданию средств обеспечения производственной безопасности;
  3. Разрабатывать разделы проектов, связанных с вопросами производственной безопасности;
  4. Выполнять инженерно-конструкторское и авторское сопровождение научных исследований в области производственной безопасности и технической реализации инновационных разработок;
  5. Проводить оптимизацию производственных технологий с целью снижения воздействия негативных факторов на человека;
  6. Проводить экономическую оценку разрабатываемых систем защиты или предложенных технических решений;
  7. Организовывать деятельности по охране труда и безопасности человека на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельности предприятий и региона в чрезвычайных условиях;
  8. Управлять небольшими коллективами работников, выполняющих научные исследования;
  9. Участвовать в работе государственных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами обеспечения производственной  безопасности;
  10. Обучать управленческий и руководящий состав предприятий и организаций требованиям охраны труда и производственной безопасности;
  11. Рассчитывать технико-экономическую эффективность мероприятий, направленных на повышение безопасности производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия обоснованных экономических решений;
  12. Участвовать в разработке безопасных социально-экономических программ развития производства в городе, районе, регионе и их реализации;
  13. Участвовать в разработке нормативно-правовых актов по охране труда и производственной безопасности;
  14. Осуществлять взаимодействия с государственными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения охраны труда и производственной безопасности;
  15. Разрабатывать организационно-технические мероприятия в области охраны труда и производственной безопасности и их реализация, организация и внедрение современных систем менеджмента техногенного и профессионального риска на предприятиях и в организациях;
  16. Участвовать в качестве технического эксперта в коммерческой реализации и закупке систем защиты, новых проектных и конструкторских разработок, связанных с направлением профиля, с учетом знания конъюнктуры рынка и проведением маркетинговых работ на рынке сбыта.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники – экспертная, надзорная, инспекционно-аудиторская, проектно-конструкторская.
Предприятия-партнеры, участвующие в реализации основной образовательной программы:
Государственная инспекция труда, Ростехнадзор, Ростовский вертолётный производственный комплекс ОАО "Роствертол"; ООО ПК "НЭВЗ"; ООО "Ростсельмаш"; ЗАО "Сантарм"; ОАО "Alkoa Металлург Рус",  ОАО "Ростовэнерго", ООО "Завод Конорд", ЗАО "Ростовский завод цветного литья", ЗАО "РЗ СИТО", ЗАО "Юг Руси", ФГУП "Институт радиосвязи", ООО "Ростовский прессово-раскройный завод", ООО "Ростовский завод "Рубин", ЗАО "Ростовгазоаппарат" , ООО НПП "Ростехкран" и др.


Возврат к списку