О выборе профессии и поступлении в ДГТУ
В детстве я мечтал стать программистом, также увлекался электроникой и конструированием, робототехника как раз включает в себя эти три области, поэтому, когда я выбирал специальность в вузе, подумал, а почему бы и не роботы, ведь за ними будущее и это интересно.
Поступил в ДГТУ на кафедру «Робототехника и мехатроника» на специальность «Мехатроника».
Первый год в плане обучения было несколько некомфортно, так как мы много предметов повторяли из школьного курса. Но с 3-го курса, когда начались профильные предметы, стало интересно. Преподаватели заставляли думать и искать ответы на нестандартные вопросы. На мой взгляд, это сформировало важные навыки поиска решений в новых областях.
В 2007 году я окончил специалитет, а в 2008-м – защитил магистерскую диссертацию по направлению «Интеллектуальные системы управления».
Об образовании
Как правило, вузы дают базовые навыки обработки информации, учат коммуницировать и работать в команде. Однако у выпускников не хватает практического опыта работы с современным оборудованием и комплектующими.
Чтобы соответствовать требованиям рынка, необходимо постоянно расширять кругозор, углублять знания в узких областях, увлекаться техникой и современными технологиями. Сейчас много доступных курсов и онлайн-школ, в которых можно пополнить багаж знаний.
Рекомендую параллельно с освоением теории заниматься разработкой робототехнических проектов, участвовать в российских и международных соревнованиях. Например, Eurobot – это отличные состязания, где молодые люди могут продемонстрировать разработки представителям крупнейших технологических компаний и получить оценку от лучших экспертов отрасли.
О создании ресурсного центра робототехники ДГТУ
Чтобы стать хорошим робототехником, недостаточно прилежно слушать лекции и сдавать экзамены. Практические навыки работы с железом и участие в соревнованиях – обязательны.
На кафедре «Робототехника и мехатроника» была команда инициативных студентов, которые разрабатывали технологические проекты и стремились участвовать в соревнованиях. Коллективная работа молодых людей и стала толчком к созданию ресурсного центра робототехники.
Нашу инициативу поддержали ректор, проректор по НИР и заведующий кафедрой, меня назначили руководителем робоклуба. Я помог студентам подготовить робота на состязания. Потом были первые соревнования ABU Robocon, где мы заняли первое место в России. Вспоминая тот период, сейчас понимаю, что, хотя технических ошибок было предостаточно, тогда это было все же большим достижением для нас и кафедры.
О работе в фонде «Сколково» и Сбербанке
К команде фонда «Сколково» я присоединился в конце 2014 года в качестве проектного менеджера Центра робототехники. Моя работа в основном заключалась в поиске перспективных команд, поддержке их развития с помощью инструментов, доступных в фонде.
В Сколково я получил интересный и полезный опыт, который существенно расширил мой кругозор, я приобрел важные навыки и в технологиях, и в бизнесе и культуре инновационных стартапов.
Сегодня я работаю техническим директором лаборатории робототехники Сбербанка, куда в конце 2017 года перешел вместе со своим руководителем Альбертом Ефимовым (возглавлял робоцентр Сколково – прим. ред.). Я отвечаю за все внутренние и внешние проекты по технической части. В фонде мне нравилась моя работа, однако там я только помогал другим делать роботов, а Сбербанк предоставляет гораздо больше технических и финансовых возможностей для собственных разработок, например, у нас есть полностью оснащенная лаборатория для прототипирования и тестирования своих решений.
О навыках грамотного специалиста
Грамотный робототехник должен обладать кросс-функциональными навыками: разбираться во всем понемногу и в определенной области на «отлично», иначе будет сложно добиться слаженной работы железа, электроники и ПО.
Специалист по робототехнике – это одновременно программист, механик, электронщик и электрик, это эксперт, который в равной степени обладает познаниями в физике, прикладной математике, умеет решать сложные задачи и способен проектировать вещи, которые действительно работают. То есть он должен как минимум понимать те процессы, которые происходят при проектировании робота с нуля и до его фактической работы.